16+
Римский инспектор (Джузеппе Дзено, появлявшийся в «Клане Сопрано») находит в заброшенном помещении очередное тело с перерезанным горлом, а затем безуспешно гонится за чернокожим преступником (Вернон Дэвис, бывшая звезда НФЛ) со шрамированием на лице, который играючи раскидывает и режет всех копов на своем пути. Тем временем упитанный американский полицейский Лукас Бойд (Коул Хаузер) вышибает мозги пойманному преступнику, равнодушно слушает покрикивающего шефа (Питер Стормаре), а потом вспоминает утонувшую дочку за бутылкой виски. Спустя какое-то время в Америке находят трупы двух детей с вырезанными глазами и органами, и Бойд, погуглив найденную на месте преступления надпись, обращается за помощью к доктору Мэклсу (Морган Фриман), специалисту по африканскому фольклору. Оказывается, за всем этим кошмаром стоит сангома (то есть колдун) по имени Рондоку, тот самый тип со шрамами на лице, а все ритуальные убийства совершаются ради «мути», своего рода лекарства, которое по африканской традиции дарует силу. В качестве мути могут выступать и глаза, и сердце, и половые органы. А главное — у Рондоку есть заказчик, готовый пролить невинную кровь ради могущества.
Завязка вышедшего в прокат «Профессора и призрачного киллера» (в оригинале — просто «Ритуальный убийца») напоминает десятки триллеров последней декады прошлого века, где крутой полицейский ловит серийного убийцу и просит помочь умника, который находит ответ на все вопросы в фолианте с обязательными картинками. К тому же, присутствие Моргана Фримана в классическом «мудром» амплуа, которое он может играть на автопилоте, отсылает к фильму «Семь» и дилогии про детектива Алекса Кросса «Целуя девушек» и «И пришел паук». Увы, ностальгирующим по 90-м лучше не обольщаться — детище режиссера Джорджа Галло, мягко говоря, им уступает.
Автор сценариев «Успеть до полуночи» и «Плохих парней» дебютировал в режиссуре неловкой комедией «Пойманный в раю» с Николасом Кейджем и в последние годы снимал картины с удручающе низкими рейтингами («Ядовитая роза», «Афера по-голливудски»), где, помимо прочих пожилых и заслуженных лицедеев вроде Де Ниро и Траволты, появлялся и Фриман. Однако главной страстью Галло стала живопись. Именно она свела его с Верноном Дэвисом, который завязал с футболом и открыл в себе художника, а затем и актера. Но если Дэвис в отрицательной роли вполне убедителен, то с режиссурой всё обстоит несколько хуже.
Располневший Хаузер то сидит в баре с напарницей, то заходит на место преступления и в морг, то говорит с кем-то по телефону, и смотрится это как типичный филлер в полицейском сериале. Сцена погони за Рондоку явно цитирует «Семь», только снята ближе к российскому телефильму из дневного эфира. К сценарию приложили руки пять человек, которые только навели тень на плетень. К примеру, зачем нужна итальянская сюжетная линия, кроме красивых съемок ночного Колизея? Или чудесные флешбэки, разъясняющие психологическую травму полицейского? Но главный праздник – финальная сцена. Галло спрашивал у любимого режиссера Уильяма Фридкина, как лучше закончить свой триллер, и воспользовался полученным советом — «конец фильма не знает, что это конец фильма» — по мере сил и таланта. Вот только концовки поздних фридкинских картин «Убийца Джо» и «Глюки» заставляли открыть рот, а детище Галло — скорее развести руками. В любом случае, это самое яркое пятно в фильме, которое как минимум удивит своей неожиданностью и точно запомнится.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Black Diamond Films; Iervolino & Lady Bacardi Entertainment; March On Productions; Wonderfilm Media