18+
Сутенер-садист по кличке Шомпол (колоритный Уингз Хаузер) избивает проститутку скрученной вешалкой с такой беспощадностью, что она вскоре умирает в больнице. После этого неравнодушный коп Том Уолш (Гэри Суонсон) из полиции нравов Лос-Анджелеса привлекает к делу «ночную бабочку» по прозвищу Принцесса (Сизон Хабли) — показывает ей тело ее подруги и под давлением заставляет оказать помощь следствию. Делов-то на копейку — привлечь внимание Шомпола и записать на диктофон его признание в нанесении тяжких телесных. Поначалу всё идет по плану, вот только после завершения спецоперации сутенер устраивает аварию и сбегает от полицейских. Теперь одержимый местью Шомпол блуждает по ночному Эл-Эй в поисках Принцессы, запугивая и избивая всех, кто может знать ее местонахождение.
Если судить исключительно по сюжету, талантливый хоррор-режиссер Гари Шерман снял типичную криминальную бэшку 80-х. В это десятилетие в Америке не только расцвел жанр «яппи в опасности» («В ночи» Джона Лэндиса, «Дикая штучка» Джонатана Демми), но и активно снимались фильмы про ночную «греховную» жизнь мегаполисов («Древнейшая профессия», «Ангелочек»). Однако из череды этих занятных, но однотипных картин «Полиция нравов» выделяется лихим ритмом, практически документальным реализмом съемок и отличной операторской работой. За последнее отвечал не кто иной, как Джон Олкотт, снявший «Заводной апельсин», «Сияние» и «Барри Линдона». Легендарный оператор Кубрика смог показать порочную сторону Лос-Анджелеса с его кричащими неоновыми вывесками, черными сутенерами, наркодилерами, геями-байкерами и прочими интересными людьми так, что и в голову не приходит мысль о постановке – тем более что большая часть сцен на улицах была снята без статистов, с реальными работниками и работницами сферы услуг и развлечений.
Есть там и сцена, достойная «Барри Линдона» как минимум работой со светом. Принцесса приезжает по вызову в особняк, наряжается в невесту и выходит в залу, где в гробу при свечах лежит ее пожилой клиент с особыми запросами. Впрочем, в глазах героини он мало отличается от любителей «золотого дождя» или фут-фетиша — разве что не стоило ее пугать и вылезать так резко из гроба.
Фильм вызвал в свое время критику за жестокость и провокативность, но одним из его главных защитников стал Мартин Скорсезе, который даже предлагал выдвинуть «Полицию нравов» на «Оскар», что в принципе неудивительно — сравнения с «Таксистом» и «После работы» во время просмотра неизбежны. Чего уж там, один из полицейских говорит практически слово в слово реплику Трэвиса Бикла про грязь на улицах города. А другой мэтр кино Уолтер Хилл признавался Шерману, что без «Полиции нравов» он бы не смог так снять «48 часов».
При этом фильм хорош не только яркой картинкой и колоритом городского дна. Сизон Хабли, за пару лет до этого игравшая подобную роль в «Жесткаче» Пола Шредера, очень убедительна и как бывалая проститутка, и как любящая мать-одиночка, и как жертва разбушевавшегося психопата.
Дебютировавший в кино после ролей в сериалах Гэри Суонсон не переигрывает и попадает во все ноты в роли сурового, но душевного полицейского. Но всех затмевает тут, конечно, еще один на тот момент сериальный актер Уингз Хаузер, который играет озверевшего подонка Шомпола с такой отдачей, что оторваться от экрана просто невозможно. По словам режиссера, он каждый день после съемок сидел с Хаузером в баре, давая ему возможность выдохнуть и выйти из образа — отпускать его домой в качестве Шомпола он просто не имел морального права. Кроме того, Хаузер еще и спел звучащую в начале и в конце песню «Неоновая грязь». Тоже, кстати, вполне подходящее название для этой картины.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Embassy Pictures