18+
Автор единственного романа Джеймс Фостер (Александр Скарсгард) без особого энтузиазма отдыхает со своей богатой женой Эм (Клеопатра Коулман) на элитном курорте, в придуманной авторитарной стране Ла-Толке, снятой в Хорватии и Венгрии. Когда к нему подходит его «поклонница №1» Гэби (Миа Гот) и предлагает поужинать вместе с ее мужем, он дает согласие — и самолюбие потешить, и просто внести хоть какое-то разнообразие в каникулы. Гэби — актриса, снимается в рекламных роликах, ее супруг Албан (Жалиль Эспер) — бывший архитектор, ныне редактор; в общем, компания интересная. Однако запланированная на следующий день совместная поездка на пикник оборачивается кафкианским кошмаром: Джеймс сбивает человека и по совету Гэби бежит с места преступления, а наутро в дверь стучит местная полиция и увозит его с женой в тоталитарные застенки. Хладнокровный инспектор Трэш (немец Томас Кретчман, которому обычно идет в кино нацистская форма) предлагает выход — либо быть казненным, либо выжить, принеся в жертву некую часть себя. Раскрывать остальной сюжет было бы преступно — скажем лишь, что Эм улетает, а Джеймс решает остаться и немножко развлечься с новыми богатыми друзьями.
Завязка и сеттинг в «Бескрайнем бассейне» до боли напоминают новый тренд высмеивания в кино обеспеченных людей, достигший апогея в прошлом году. В принципе антибуржуазная издевка подпитывала лучшие фильмы Луиса Бунюэля и Жана-Люка Годара, но там она не сводилась к зубоскальству в стиле задорновского «ну тупыыыые». «Треугольник печали», «Достать ножи: Стеклянная луковица», «Меню» и, конечно, сериал «Белый лотос» — в каждом из них живущие в достатке и роскоши люди изображались в основном скотами, годными лишь на заклание, без каких-либо нюансов или психологической достоверности. В общем, богатые на отдыхе тоже плачут. В «Бескрайнем бассейне» Кроненберга-младшего, недавно показанном в «Сандэнсе», всё тоньше. Во-первых, герой Скарсгарда попал в этот чудесный мир по случайности, потому что его жена, как она полушутя признается, хотела досадить богатому отцу-издателю. Доказать свою принадлежность к чуждому социальному статусу необходимо через обряды инициации, которых на его долю выпадет немало, от проникновения в чужое жилище как в «Заводном апельсине» и наркотических оргий, снятых в духе Ноэ на стыке с Рефном, до буквального убийства самого себя. Второе дно в фильме уже не социальное, а гендерное — в одной из первых сцен Гэби показывает свою власть над Джеймсом, делая ему хэнд-джоб, а затем не раз тестирует его на мужественность, обвиняя в слабости и ничтожности. Тут можно углядеть параллели с героями Джеймса Балларда, пасующими и оказывавшимися бессильными перед женщинами. Кстати, самая баллардианская и приличная картина про отдыхающих капиталистов, «Прощенные» Джона Майкла Макдона, тоже начинается с того, что «белый привилегированный мужчина» на отдыхе сбивает местного жителя и скрывается с места происшествия. А еще само собой напрашивается третье дно — издевательство Брэндона Кроненберга над самим собой. Он и есть никому не нужный писатель, которому просто повезло с женой (читай — отцом), но держитесь — в своем третьем фильме он наконец-то доказывает всем свою маскулинность и одновременно обнажает душу. При этом нельзя сказать, что его предыдущим фильмам не хватало брутальности — просто и в «Антивирусе» про одержимость селебрити, и во «В чужой шкуре» про кризис идентичности «шокирующие сцены» подменяли стройность сюжета и убедительных протагонистов.
И тут хочется особо отметить Александра Скарсгарда в несколько неожиданной для него роли жертвы и Мию Гот, после фильмов «Х» и «Пэрл» ставшую новой «королевой крика». Она неуловимо перевоплощается из нуаровой соблазнительницы в злобную гадину и всепрощающую мать (в одной из сцен она кормит Скарсгарда грудью), и обе личины сидят на ней без видимых швов. Как жуткие маски на дамах и господах из высшего общества, куда Джеймс так стремится попасть и которое просто играет с ним в жестокую игру.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Elevation Pictures