Что смотреть: «Чёрная пантера: Ваканда навсегда» Райана Куглера

Вселенная Marvel — самая успешная кинофраншиза нашего времени. Фильмы про Железного Человека, Капитана Америку, Человека-паука и других супергероев суммарно принесли создателям более 10 миллиардов долларов. Недавняя премьера в рамках киновселенной — «Черная пантера: Ваканда навсегда» режиссера Райана Куглера. Хотя ленту не показывают в российских кинотеатрах, люди все равно находят возможность ее посмотреть, и фильм уже пару недель держится в списке самых популярных на Кинопоиске. В начале января планируется цифровой релиз картины, и с ней можно будет ознакомиться на российских стриминговых сервисах.

«Черная пантера: Ваканда навсегда» — сиквел фильма «Черная пантера» 2018 года, успешного проекта Marvel, который собрал в прокате больше миллиарда долларов. Обе картины рассказывают о тайном высокотехнологичном государстве в Африке, которое называется Ваканда. У Ваканды есть собственный супергерой, который отстаивает интересы государства во внешнем мире, — Черная пантера. В первой части Черной пантерой был сын королевской семьи Т’Чалла. Однако со времен первого фильма умер исполнитель главной роли Чедвик Боузман, поэтому было решено, что в сиквеле сестра Т’Чаллы станет Черной пантерой и продолжит бороться за интересы Ваканды.

Роскошь навсегда

Режиссер Райан Куглер до работы над «Черными пантерами» заявил о себе фильмами «Станция “Фрутвейл”», драмой о трагедии на оклендской станции метро, и «Крид: Наследие Рокки», спортивным фильмом о сложных отношениях успешного боксера и его ученика. О чем бы Куглер ни снимал, все получается глянцевое, лакированное, как будто мы смотрим рекламу статусного автомобиля. Но при этом не лишено и глубины.

В «Ваканде навсегда» визуал тоже восхитительный. Стильно сняты бои, погони, подводное царство, куда опускаются герои. Но также прекрасны и тихие кадры, где герои просто о чем-то вспоминают, переживают, тоскуют. Актриса Летишиа Райт, новая Черная пантера, затмевала главного актера в первой части, и приятно видеть ее здесь в качестве протагониста: Летишиа играет прекрасно. Изысканная дороговизна и в электронной музыке Людвига Йоранссона, одного из самых востребованных композиторов нашего времени, который два года назад получил Оскара за саундтрек к «Джокеру».

В Африке реки вот такой ширины

Киновселенная Marvel уникальна своим разнообразием. Мифологическое фэнтези о скандинавских богах («Тор»), космическая фантастика о говорящем дереве и еноте («Стражи Галактики»), военная драма о солдате Второй мировой («Первый мститель») — истории на любой вкус и цвет сосуществуют в одной вселенной, их герои знакомы друг с другом, но диссонанса из-за этого не возникает. Скорее приятно, что авторы не действуют по шаблону, а расширяют круг жанров. За какую бы тему ни взялись сценаристы Marvel, они раскрывают ее интересно и тем самым привлекают новую аудиторию.

В «Черной пантере» и сиквеле создатели в очередной раз обратились к неожиданной локации — Северо-Восточной Африке. В «Ваканде навсегда» вымышленное государство и его обычаи показаны красиво и красочно. Женщины в традиционной африканской одежде, мужчины, которые вставляют пластину в нижнюю губу, красивые обряды — тут все это есть, но не кажется поверхностной «клюквой». Создается впечатление, что авторы прониклись африканской культурой и философией. Насколько правильно ее показали, разобраться смогут только этнографы. По крайней мере, выглядит оригинально.

Вкусновато, но многовато

Сюжет «Черной пантеры: Ваканда навсегда» — самая слабая часть фильма. Идет он почти три часа, и в нем практически ничего не происходит. Костюм Черной пантеры надевают только спустя два часа после начала фильма, а до этого долгие выяснения отношений правителей Ваканды с главами других стран. Сложно серьезно воспринимать беседы о судьбе несуществующего государства и вымышленном драгоценном металле вибраниуме, которым оно обладает.

Юмора в фильме практически нет. Настрой эпический. Жители Ваканды смотрят друг на друга с серьезными лицами, готовы защищать свою страну до последнего, но непонятно, причём тут мы. В каком-то смысле фильм становится заложником собственного стиля: он торжественен, пафосен, амбициозен, но при этом ничего важного в нем не происходит. Наоборот, показан проходной сюжет, который ничего не меняет в киновселенной.

В этом году Marvel не везет. Картины «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Тор: Любовь и гром», хотя и были достаточно успешны в прокате, не оправдали возложенных на них надежд, не снискали любви зрителей и критиков. Все дело в поспешном конвейерном производстве, недоработанных сценариях, плохих спецэффектах, плохо раскрытых новых персонажах. Общие проблемы последних проектов Marvel видны и в «Черной пантере: Ваканде навсегда».

Вообще создается впечатление, что и создатели, и зрители очень устали от супергеройской тематики. По комиксам ежегодно выходит столько фильмов и сериалов, что жанр постепенно исчерпывает себя. Однако создатели киновселенной Marvel не собираются останавливаться, выпуская все больше и больше проектов, уделяя разработке каждого из них все меньше времени. Конвейер в ближайшее время не остановится.

«Черная пантера: Ваканда навсегда» Райана Куглера — красивый и стильный фильм. Однако он неоправданно длинный, скучный и не привносит ничего принципиально нового в киновселенную Marvel. Поклонникам франшизы можно спокойно пропустить это кино, а остальным зрителям — тем более. Будем надеяться, что в новом году Marvel подарит нам более интересные проекты, чем в этом.

Автор: Лев Кузьминский

Обложка: © Marvel Studios