У каждого человека в Москве есть «свои» места. «Москва Меняется» прогулялась с актёром театра и кино Игорем Яцко и узнала, где в Москве в голову приходят хорошие мысли, какая станция метро самая романтичная, у кого можно в любые времена купить экзотические продукты и почему свинцовое небо над столицей — еще не повод уезжать из первопрестольной. История любви и покорения Москвы от представителя прославленной саратовской театральной школы и художественного руководителя режиссерско-актерской лаборатории театра «Школа драматического искусства» Игоря Яцко.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
— Игорь Владимирович, ваш переезд в столицу пришелся на 90-е. Какой вам тогда показалась Москва?
— Для меня Москва никогда не могла быть плохой, потому что она состоит из ананасов и конфет.
— Это в 90-е?!
— В 1990 году, когда я приехал жить в Москву из своего солнечного Саратова, мне казалось, что тут всегда свинцовое небо. И еще продуктов не было никаких , и спасала только круглосуточная работа.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
— Откуда же взялись ананасы и конфеты?
— Когда я еще был мальчиком, у меня тетя много ездила в Москву в командировки. И из Москвы тетя Нина привозила ананасы. И я думал про Москву: «Это хороший город, раз там растут ананасы». И даже когда в 90-е ничего не было — ни ананасов, ни конфет, только у таксистов втридорога, — Москва все равно была прекрасной, потому что она была… такая вкусная, из детства.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
— Первое место, где вы побывали, приехав в Москву уже будучи взрослым?
— «Ворота в Москву» — это, конечно, станция метро «Арбатская». С ней у меня связано ощущение московской жизни. Сюда я приехал прямиком с Павелецкого вокзала, куда приходит поезд Саратов—Москва. Это был 1981 год. И отправился на первый тур творческого конкурса в ГИТИС. А потом моя стеснительная мама, представляете, библиотекарь из Саратова, добыла с рук билеты в Театр Вахтангова, и уже вечером я смотрел там «Турандот».
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
— То есть Москва вас сразу приняла в свои объятия?
— Не-е-ет, в тот первый раз, в 1981-м, я не поступил в ГИТИС. Вернулся в Саратов. Поступил в прославленное Саратовское театральное училище. (Среди выпускников саратовской театральной школы — Олег Янковский, Евгений Миронов, Сергей Пускепалис, Сергей Сосновский, Галина Тюнина. — Прим. автора).
— И когда же вы снова нацелились покорять Москву?
— Ну, я всегда знал, что рано или поздно я буду в Москве. Я не мог здесь не оказаться. Я снова приехал сюда в 1987-м. На Пушкинский конкурс чтецов. И тогда в моей жизни появилось еще одно знаковое место — памятник Пушкину. Для меня это было почти святое место. Я ходил вокруг него и думал: «Как бы мне получше выступить». Я стал лауреатом конкурса. А потом, поздно вечером, мы уже всей толпой читали стихи у памятника Пушкина.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
— И гуляли по Тверскому бульвару?
— Да. Я и сейчас люблю там пройтись. Я обожаю Бульварное кольцо — Тверской, Никитский, Гоголевский. Гулять, читать стихи на память — постоянно же или читаю стихи, или повторяю роль какую-то. Мне все время надо что-нибудь «бубнить» — это часть актерской профессии. И Бульварное кольцо как раз создает такое романтическое настроение, здесь хорошо читается.
— А любимое романтическое место у вас в Москве есть?
— Ну вот, кстати, продолжая тему любимых станций метро, для меня самая романтическая станция – это «Тургеневская».
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
— Почему?
— Это был романтический период между мной и моей, тогда еще будущей, женой (актрисой Марией Зайковой. — Прим. автора). А на Тургеневской находилось отделение почты. Я писал ей письма и оставлял на почте до востребования. И вот одно из своих самых ярких писем я написал на метро «Тургеневская».
— Вы же познакомились с супругой во время учебы в ГИТИСе?
— Да, в 1988 году я поступил к Васильеву (Анатолий Александрович Васильев — советский и российский театральный режиссёр и педагог, создатель театра «Школа драматического искусства» в Москве. — Прим. автора). Он набирал спецкурс в ГИТИСе для тех, у кого уже есть актерское образование. И супругу свою я встретил на этом курсе. Правда, я обратил на нее внимание не сразу, как и она на меня. Года через два, когда мы уже работали вместе в «Школе драматического искусства».
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
— И где было ваше первое свидание?
— В Японии.
— ???
— Мы были там на гастролях со спектаклем «Школы драматического искусства» «Иосиф и его братья». Шел дождь, и надо было ее проводить из одного места в другое. А у меня был зонт… Ну, и с тех пор мы всегда вспоминаем японский дождичек, который нас соединил.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
— А в Москве у вас есть любимые места «на двоих»?
— Поскольку моя будущая жена жила в Москве дольше меня, она много в Москве показывала мне разных мест. И в частности, я благодаря супруге узнал Новодевичий монастырь, Донской монастырь, Андроников монастырь. А еще у нас была игра, когда мы памятники считали в Москве, но потом мы сбились со счета. И вот недавно она мне говорит, что памятников новых много появилось, но мы их не посчитали. Так что у нас до сих пор продолжается программа знакомства с Москвой.
— Москва ведь очень изменилась с того момента, как вы сюда приехали.
— Это удивительное совпадение, но тот период, когда Москва стала строиться и преображаться, совпал с моим же укреплением в Москве. Сейчас у меня много рабочих точек по городу, они часто бывают в пешей доступности. Например, мне надо идти из Театра Моссовета в МХТ, из МХТ в Театр Станиславского и сюда на Сретенку — в Школу драматического искусства. И мне очень нравится появление удобных пешеходных зон, пешеходных улиц в центре Москвы. Я закладываю минут пятнадцать-двадцать и быстро дохожу.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
— Вы работаете здесь, в «Школе драматического искусства» на Сретенке, больше двадцати лет. Есть ли у вас какое-то особое отношение к этому району?
— Сретенка — это самый для меня рабочий, творческий район, где концентрируется мое внимание. Этот район, кстати, очень интересно построен. Улица Сретенка — это такой позвоночный столб, от которого, как ребра, отходят многие переулки, и я очень люблю по ним гулять. И пока я хожу, мое внимание концентрируется, мое вдохновение мобилизуется, и я собираю себя в какую-то точку, из которой потом можно что-то уже делать в театре. Вот летом выпустили со своими студентами «Ученых женщин» Мольера. Это не самая его популярная пьеса, но тем интереснее наблюдать за эдаким «призраком Тартюфа». Он раздувается, возвышается над всеми, его все почему-то должны обожать, восхищаться. А в финале этот фантом лопается как мыльный пузырь, и раздаётся всеобщий смех.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
— Ваш театр ведь уникален не только репертуаром. ШДИ — единственный театр, у которого есть домовая церковь?
— Да, это правда. Это задумка создателя «Школы драматического искусства» — режиссера Анатолия Васильева. Такое напоминание, что театр — это, прежде всего, место для духовного усилия, духовной работы. Это, наверное, да, уникальный случай, когда произошло единение духовного и светского. Я не знаю, есть ли где-то еще в мире такое.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
— Если бы вас попросили назвать топ-5 любимых мест в Москве, что бы вошло в этот шорт-лист?
— Я люблю до сих пор все центральные улицы, Тверскую, Александровский сад, Красную площадь, Замоскворечье, Воробьевы горы, Университет. Да всю Москву люблю! Для меня это одно большое место силы — Москва.
Автор: Ольга Некрасова
Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется