Предназначено для аудитории 0+
Фестиваль «Времена и эпохи» состоялся в Москве. В течение пяти дней, с 9 по 13 июня, москвичи и гости столицы наблюдали за самыми яркими событиями в истории государства Российского. Более 60 площадок были открыты в центре и в 18 городских парках.
Фестиваль проходит в Москве с 2011 года. Первые несколько лет он был посвящен отдельной эпохе и проходил в музее-заповеднике «Коломенское». Теперь «Времена и эпохи» представляет всемирную историю от Античности до 80-х годов XX века, показывая ее в реконструкторских представлениях, мастер-классах, иммерсивных спектаклях, концертных программах и спортивных развлечениях разных исторических периодов. В этом году фестиваль проходил под девизом «Победы России».
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Вспомнили всех, от Владимира Красное Солнышко и героев русских былин. На Покровском бульваре воссоздали эпоху князя Александра Невского, солеварню и оружейную мастерскую, на Страстном — героическое освобождение Москвы от польской интервенции в начале XVII века. На Пушкинской площади — атмосферу времен Петра I. На Никитском — оборону Севастополя 1854‒1855 годов, на Гоголевском бульваре — битву за Москву в Великой Отечественной войне.
Особый трепет вызвали инсценировки событий 1812 года на Тверском бульваре. Посетителей покорила военная форма тех времен. Гусары, уланы, драгуны…
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
Сразу же бросился в глаза гусар с павлиньим пером на кивере и с орденом на груди, который увлеченно рассказывал, за что он получил этот самый орден. Дело было в 2019 году, когда он вместе со своими товарищами собрали целый эскадрон в 100 человек, чтобы повторить знаменитый переход Суворова через Альпы. В результате в поход вышли всего 35 человек, но они прошли весь суворовский путь в такой же амуниции, с таким же снаряжением.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Вообще реконструкторы, конечно, особые люди. Они так искренне увлечены своей второй жизнью, часами могут говорить о том времени, о тонкостях военной формы, о различиях в чинах и званиях. На этот раз в фестивале приняли участие больше 1000 реконструкторов со всей России.
Рядом с нашим гусаром народ осваивал ходули, тут же детей обучали стрельбе из гусарских пистолетов. А на лужайке даже произошла дуэль Пушкина с Дантесом: буквально в метре от зрителей секунданты отмеряли последние пять шагов от барьера, Дантес развернулся, отдал секунданту свою шляпу и выстрелил. Женщины в толпе вскрикнули, Пушкин упал…
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
А напротив гусары лихо срезали саблями горлышки у бутылок с шампанским и пели под гитару. Тут, конечно, посетителей было больше.
Было много желающих поиграть в крокет — аристократическую игру ХIХ века. Здесь главное — ударами специальных молотков на длинной ручке провести шары через воротца, расставленные на площадке по кругу. Кому это удавалось за меньшее число ударов, тот и выигрывал.
«Это игра бездельников», — прокомментировал происходящее человек в штатском, в цилиндре и в черном плаще.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Оказался чиновником по особым поручениям, приглядывающим за настроениями солдат в лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Пригласил «Москву Меняется» на лекцию про женский костюм того времени. Было познавательно…
Эта была «дикая» мода à la sauvage, так называемый наполеоновский ампир. Платья были недорогие, белые, из простой ткани, но носили их со множеством дорогих украшений, с камеями, с бриллиантами.
Платья «шемиз» получили такое название от французского слова «рубашка»: с глубоким декольте, с короткими рукавами, с завышенной талией, под грудью. Их смачивали водой, чтобы подчеркнуть стройность. А поскольку балы проходили в основном зимой, в сочельники, в Святки, Рождество, красавицы болели и простужались до смерти. Болезнью светских модниц была чахотка.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Жизнь французских маркитанток тоже оказалась, прямо скажем, не из легких. В маркитантки можно было пойти только вдовам, иногда в качестве исключения, старым девам и женам, мужья которых воевали. Бывало, если мужа убивали в бою, жена в отчаянии хваталась за оружие и сама шла в бой. Зато у вдов был шанс выйти замуж. Но в целом это еще был и неплохой шанс заработать. Маркитантки готовили и продавали еду, поскольку солдат кормили не очень вкусно, они с удовольствием покупали яства у маркитанток.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Например, популярным было блюдо по рецепту XIII века «pot-au-feu» или «котелок на огне». Одна из девушек угощала солдата в польской форме. Оказалось, что это пленный русской армии. Что интересно: он был не связан и без охраны.
Надо сказать, что с пленными в русской армии обращались хорошо: их прекрасно кормили, давали возможность играть в карты и даже выигрывать, чтобы покупать себе вещи, а иногда даже свою свободу.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
На фестивале особый интерес у детей и подростков вызвал шорник, который на войне мастерил снаряжение для лошадей, чехлы для оружия, а во время «Времен и эпох» изготавливал для мальчишек кожаные браслеты, а для девочек — колечки.
Мастер-классы проходили и по рисованию: чудесным образом всего за 45 минут появлялись копии картин художников той эпохи. А еще ребята учились работать с деревом и воском.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Время гражданской войны в этом году представили в парке «Красная Пресня». Здесь гостей встречали разухабистые казаки с огромной бутылью самогона. А на площадке перед сценой разыграли фильм «Свадьба в Малиновке».
Рядом расположился военный госпиталь. На койке лежал раненый, а рядом стояла его отрезанная нога. Врачи объяснили, что выхода не было, кости разорвало снарядом, пришлось ампутировать конечность. Сразу скажем: раненый, конечно, манекен.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Все инструменты подлинные, 1920-х годов. Врач в форме вольнонаемного — реконструктор Сергей из Серпухова, а его коллега — на самом деле профессиональный врач, и по совместительству его жена Светлана. Оба увлечены исторической реконструкцией.
Бойцы Красной армии, Сергей и Александр из клуба «Туман», охотно объясняли всем желающим, как заряжать 37-миллимитровую пушку. У Александра на кокарде не было звезды, это место было закрыто куском красной материи, что кстати, объяснимо: в начале Гражданской войны форма была далеко не у всех солдат, часто использовали обмундирование солдат царской армии, просто закрывая ее эмблему.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Быть реконструктором — увлечение недешевое. Костюмы шьются из настоящих тканей того времени. Гимнастерка, к примеру, стоит три тысячи, штаны — пять, цена сапог колеблется в районе десяти тысяч рублей. Но, как говорят участники:
«Деньги — дело наживное, еще заработаем, а вот знать историю своей страны в деталях и почувствовать себя частью одного из событий великой России — дело чести!»
Автор: Наталья Журавлева
Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется