Как прошёл первый день Московской недели моды

Предназначено для аудитории 0+

С 20 по 26 июня в Москве проходит Неделя моды. И хотя организаторы называют её «первой московской неделей моды», всё же стоит отметить, что история главного московского fashion-события началась ещё в 1994 году. Позже показы стали проводиться два раза в год: в конце марта (дизайнеры презентовали коллекции «осень–зима») и в конце октября (коллекции «весна–лето»). Собственно, ничего специфического, именно так организованы все главные мировые недели моды. В этом же году в связи с изменившейся геополитической ситуацией и определенным набором санкций, направленных на Россию, модная индустрия тоже оказалась в непростом положении. 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Нынешняя неделя моды — попытка столицы поддержать этот сегмент рынка и непосредственно российских дизайнеров. Это, впрочем, не могло не сказаться на концептуальной составляющей. Она превратилась в событие скорее городского масштаба, нежели отраслевого. И в том, что организаторам удалось, а что нет, нам предстоит разобраться…

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Охват мероприятия в этом году действительно беспрецедентный: более 120 дизайнеров, показы, лекции, мастер-классы на более чем 30 площадках Москвы. Огромный шоурум в Гостином дворе, где можно познакомиться с российскими брендами одежды и аксессуаров и, конечно, приобрести что-то для себя. 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Вообще, по ощущениям, сейчас действительно и организаторам, и дизайнерам предстоит решать в большей степени практические, нежели художественные задачи. Рынок переживает трудные времена: с одной стороны, кажется, впервые у российских марок одежды появляется шанс занять те ниши, что опустели после ухода большинства популярных масс-маркет брендов из России. С другой — задача не так проста даже в отсутствие конкуренции.

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Во-первых, в России практически отсутствуют собственные недорогие бренды такого качества, к которому уже привык потребитель. Российский Lime вполне способен заменить ушедшую (хотя, как водится, не ясно, с концами ли) Zara, их лекала не менее удобны и приятны, однако в плане цен это всё ещё категория выше среднего. Что и говорить о марках вроде 12storeez, Monochrome, Ushatava и многих их коллегах.

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Во-вторых, даже эти отнюдь не низкие цены скорее всего будут расти и дальше, поскольку ткани и фурнитура — также не производные отечественной лёгкой промышленности, а всегда привозились из-за рубежа. Конечно же, стоимость продукции и отсутствие качественных отечественных тканей взаимосвязаны. Как взаимосвязаны цены и сложные логистические цепочки и не миллионные, а гораздо более скромные партии одежды, нежели у мировых гигантов.

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Вызовы, с которыми сейчас столкнулась модная отрасль, не могут решиться единомоментно, предстоит глобальная перестройка. Кроме того, возможная замкнутость внутри только одной страны, без возможности коллабораций и сообщения с мировым рынком, также создают сложности для работы дизайнеров. В связи с чем, возможно, предстоит перестроить и коммуникацию с коллегами-конкурентами внутри страны. 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Поэтому, пожалуй, одним из самых притягательных и важных мероприятий первого дня Недели моды стал совместный показ ведущих российских дизайнеров в ГУМе. В показе приняли участие Игорь Чапурин, Александр Рогов, Алиса и Юлия Рубан, Артём Кривда, Катя Добрякова и многие другие. 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Никакого подиума, никакого закрытого показа по приглашениям для «своих»: модели ходили по коридорам и лестничным пролётам ГУМа среди обычных посетителей магазина. В театре бы сказали «слом четвёртой стены». Дизайнеры по сути получили возможность говорить напрямую с возможными будущими клиентами. Без обращения к ним через журналистов, инфлюэнсеров и блогеров. 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Безусловно, для многих, кто попал на показ, это событие из ряда вон выходящее. В России не так много людей, кто мог оказаться не то что на Миланской или Парижской неделе моды, но и даже на прежних московских. Конечно, это сильное впечатление и запоминающееся событие. И с этой точки зрения организаторы не прогадали с концепцией. Хотя, безусловно, ряд художественных задач в такой обстановке решить сложнее, нежели в сольных дизайнерских шоу с их специальными креативными замыслами. Впрочем, реализация следует за задачей, а не наоборот. И стоит отметить, что в случае этого мероприятия эстетика также была на высоте. 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

За стиль показа отвечал Даниил Берг, бывший креативный директор ЦУМа, EDEM Couture и ZASPORT, а макияж моделей был доверен Елене Крыгиной. Кастинг был весьма любопытный, а закрывала показ Ася Резникова, муза бренда Dior. 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Чуть раньше у амфитеатра в «Зарядье» прошёл показ Вячеслава Зайцева. Как говорят, легендарный кутюрье довольно тяжело болеет в последние годы, но это не помешало ему лично представить свою коллекцию прет-а-порте «Ноктюрн». В показе приняли участие модели Театра моды Зайцева.

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

На Тверском бульваре уже установили деревянные киоски, в которых со вторника начнутся мастер-классы и лекции для всех желающих. А рядом на Тверской площади также пройдут показы. 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Но, несмотря на ряд «жирных» плюсов, демократичность в доступе аудитории к «высокой моде» и многое другое, нельзя не отметить, что при этом пока самой-то «моды» не возникает. Всё же это та индустрия, что живет по определённым правилам, а в отсутствие обозревателей, при практически мёртвом сейчас глянце, а также при наличии внутреннего кэнселлинга от многих местных инфлюэнсеров трудно задавать определённый уровень и создавать — пока из ничего — стиль жизни.

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Чего вообще-то ждут от моды, возможно, даже больше, чем просто новых вещей. Так, например, одной из важных сопутствующих любой неделе моды вещей является «стритстайл», когда модники выгуливают свои лучшие образы не только по показам, а именно по улицам, соседствующим с fashion-мероприятиями. К сожалению, у нас пока улицы не отвечают залам взаимностью. Но, возможно, это ещё придёт. А пока мы можем разве что насладиться улыбчивыми женщинами в возрасте, выгуливающими свою, скорее всего, единственную шляпу, или пожилого мужчину в шляпе и вовсе из газеты. 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Несмотря на возможные недочёты, конечно, нынешняя неделя моды — важнейший маяк не только для самой индустрии, но и для всех потребителей индустрии (то есть вообще для всех!). Ведь одежда — это, безусловно, жизненная необходимость, как верно заметил основатель Uniqlo Тадаси Янаи. Так что продолжаем следить не только за показами, которые, кстати, можно увидеть в прямом эфире на нашем сайте,  но и за лекциями и дискуссиями, которые пройдут в ближайшие шесть дней. 

Автор: Лена Грачева

Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется