Завершилась XXIX Международная выставка-форум архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА 2024

Вечером 25 мая в Гостином Дворе на Ильинке завершилась XXIX Международная выставка-форум архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА 2024. Главной темой прошедшей выставки стала витрувианская «Польза». В этом году был установлен новый рекорд посещаемости в истории проекта – за четыре дня её посетили более 40000 человек.

АРХ МОСКВА 2024 удостоилась высокой оценки представителей государственных органов, участников, посетителей и журналистов:

Владимир Ефимов, Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
«Международная выставка АРХ МОСКВА – уникальная площадка для установления контактов в сфере архитектуры, дизайна, девелопмента и строительства».
(Портал Градостроительного Комплекса Москвы, 17 мая 2024г.)

Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы:
«Каждый год посещаемость выставки растет примерно на 10%. Мы всегда с удовольствием участвуем в выставке и заряжаемся энергией. АРХ Москва – одно из самых важных событий в нашей архитектурной жизни».
(«Аргументы и факты», 22 мая 2024 г.)

Алия Шарифуллина, телеканал «Россия-Культура», 22 мая 2024 г.:
«АРХ МОСКВА – самый большой профессиональный форум отрасли – открылся в Гостином Дворе. Здесь показывают и обсуждают актуальное – от решений проблемы доступного жилья до дизайнерских экспериментов».

Валерия Мозганова, обозреватель Business FM, 6 мая 2024 г.:
«…в этом году внимание профессионалов и заинтересованных дилетантов к мероприятию велико как никогда. И не только из-за ее масштаба, богатейшей событийно-деловой программы или особой требовательности кураторов к наполнению разделов и экспозиций. Интерес вызывает прежде всего главная тема нынешней выставки — «Польза».

АРХ МОСКВА 2024 состоялась под патронатом Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (МОСКОМАРХИТЕКТУРА), а также при поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, Регионального общественного фонда поддержки художественных проектов, Союза Российских городов, Союза архитекторов России, Союза московских архитекторов, Ассоциации инвесторов Москвы, НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов», REPA (Real Estate Professionals’ Association), Премии Urban Awards, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова.

В торжественной церемонии открытия выставки-форума приняли участие главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Кузнецов, председатель комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Московской городской Думы Елена Николаева, президент Союза архитекторов России, Союза московских архитекторов Николай Шумаков, генеральный директор Союза российских городов, председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Андрей Максимов, основатель и руководитель проекта АРХ МОСКВА Василий Бычков.

* * *

АРХ МОСКВА 2024 – НОВОВВЕДЕНИЯ И СТАТИСТИКА

Завершившаяся АРХ МОСКВА примечательна во многих отношениях и имеет ряд существенных отличий от предыдущих выставок.

В этом году произошел ренессанс участия архитектурных бюро в выставке: в этом году их было беспрецедентное количество – около 70. В число участников выставки вошли практически все ведущие бюро Москвы и других крупных городов России. Более половины были представлены индивидуальными стендами, остальные – в составе специальных экспозиций.

АРХ МОСКВУ 2024 можно смело назвать выставкой ретроспектив и премьер. Ряд знаковых архитектурных бюро – в частности, СПИЧ, Atrium, Apex, Wall – продемонстрировали в своих экспозициях ретроспективу творческого пути за многие годы. Вместе с тем целый ряд архитектурных проектов, которые точно станут знаковыми, впервые был представлен на АРХ МОСКВЕ 2024. Среди них: проект православного храма в Териберке бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»; Первая московская гимназия, которую планируется построить у моста Богдана Хмельницкого за Москвой-рекой напротив Киевского вокзала, – проект бюро Sergey Skuratov Architects; бюро Basis в партнерстве с MR Group представили экспозицию, созданную по мотивам проекта набережной нового ЖК City Bay, и другие объекты, заслужившие высокую оценку организаторов, кураторов, участников и посетителей выставки-форума.

За счет привлечения к участию в выставке-форуме хедлайнеров рынка значительно увеличился раздел, посвященный девелопменту и строительству. В число участников вошли «Брусника», «ГАЛС-Девелопмент», «КРОСТ», ГК «Самолет», ГК Спектрум, MR Group, Ortiga, Парковые кварталы и другие ведущие представители отрасли.

Важной и неотъемлемой частью работы девелопера является организация общественных пространств. В этом качестве на прошедшей выставке-форуме выступили ГК «Самолет» и ГК Спектрум, которые спроектировали и реализовали две общественно-полезных площадки – дискуссионные павильоны «АРТ-Лаборатория» и «АРХ-Диалог». Такой уникальный формат участия крупных застройщиков в АРХ МОСКВЕ был представлен на выставке впервые и стал прямым ответом на главную тему этого года – ПОЛЬЗА.

Кроме того, в самом центре экспозиции расположился «Архитектурно-девелоперский клуб», на площадке которого проходила обширная лекционная и образовательная программа, посвященная актуальным вопросам и «болевым точкам» рынка.

К традиционным для АРХ МОСКВЫ спецпроектам добавился ряд новых – в частности «Легенды», «Свет в городе», «Природа в городе», «Городские фактуры», «Искусство в городе». И, разумеется, новые кураторы, среди которых преобладали представители молодого поколения архитекторов.

В этом году состоялось беспрецедентное расширение деловой программы – неотъемлемой и важной составляющей АРХ МОСКВЫ.

Основной принцип сборки деловой программы – это сочетание собственных мероприятий, решающих стратегические задачи выставки, а также отбор мероприятий сторонних организаторов (институты развития, профессиональные ассоциации, союзы и пр.), которые отвечают главной теме и принципам работы АРХ МОСКВЫ. Учитывая значительный объем событий, которые в итоге появляются в программе на конкурентной основе, можно сказать, что АРХ МОСКВА – это своего рода социологическое исследование того, о чем хочет поговорить рынок в том или ином году.

В ходе подготовки деловой программы АРХ МОСКВЫ 2024 организаторами был зафиксирован рекордный спрос на экспертный диалог, профессиональное общение, в рамках которого можно было бы обсудить ключевые вопросы и «боли» архитектурно-градостроительной отрасли, апробировать стратегии бизнеса, поделиться экспертизой и идеями. Идя навстречу пожеланию рынка, выставка-форум увеличила традиционное число собственных дискуссионных площадок до 9, а количество мероприятий превысило 200. К этому числу добавились события в параллельной программе, а также мероприятия на стендах экспонентов.

Главная тема АРХ МОСКВЫ 2024 – «ПОЛЬЗА» – получила свое развитие в дискуссиях на социальную проблематику, в фокусе внимания которой – человек и его благо.

Стратегическим партнером выставки-форума АРХ МОСКВА 2024 стал Форум недвижимости «Движение».

«Два знаковых события строительной отрасли являются частными: это АРХ МОСКВА и форум недвижимости «Движение». При этом у нас складываются гармоничные отношения с государством: так, Правительство Москвы поддерживает АРХ МОСКВУ, а пятый юбилейный форум недвижимости «Движение» мы делаем совместно с государственной компанией ДОМ.РФ. Госкорпорация помогает нам в создании образовательной и деловой программы. Мы в рамках этого партнерства намерены двигаться дальше, не конкурируя, а поддерживая друг друга и создавая коллаборации. Когда два мероприятия, представляющие интересы разных кругов — такие, как АРХ МОСКВА для архитекторов и «Движение» для девелоперов, кооперируются друг с другом, этим мы способны улучшить жизнь людей. В партнерстве с государством, не закрываясь друг от друга. Поэтому мы благодарны этому партнерству и будем счастливы его дальнейшему развитию», — заявил руководитель форума недвижимости «Движение» Илья Пискулин.

Статистика выставки-форума АРХ МОСКВА 2024:
⦁ 12700 кв.м. экспозиционной площади;
⦁ около 300 участников – архитектурные студии, дизайн-бюро, девелоперские и строительные компании, профильные учебные заведения, производители и дистрибьюторы эксклюзивных материалов, отраслевые средства массовой информации;
⦁ 15 кураторских и специальных проектов;
⦁ 8 дискуссионных площадок;
⦁ 210 мероприятий деловой программы – лекций, дискуссий, круглых столов, мастер-классов и кейс-сессий;
⦁ 1200 спикеров программы;
⦁ более 40000 посетителей за четыре дня работы выставки.

* * *

ЭКСПОЗИЦИЯ И ПРОГРАММА МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ

На протяжении многих лет АРХ МОСКВА проходит под патронатом Правительства Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура), что позволяет уделять особое внимание градостроительной политике столичного региона.

Экспозиция Москомархитектуры на выставке АРХ МОСКВА традиционно посвящена столице, её градостроительным решениям и современному архитектурному облику, в частности – социальным объектам. В этом году в фокусе внимания Москомархитектуры оказалась инфраструктура сферы образования.

Экспозиция «Кампус – поле возможностей» продемонстрировала посетителям выставки-форума три крупнейших университетских проекта мирового уровня, реализуемые Правительством Москвы: кампусы МГТУ им. Баумана, Московского государственного строительного университета, а также Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы». Инвестиции в науку и поддержка молодых ученых становятся важным толчком к переосмыслению городской среды. Строящиеся в столице кампусы активно производят и трансформируют пространство вокруг себя, обеспечивают новые связи и точки притяжения. Университеты будущего – это территория «науки, совместимой с жизнью»: она выходит из-за заборов и глухих стен лабораторий в город и становится удобным и модным кварталом. Многофункциональное, гибкое и открытое пространство кампусов не только выступает питательной средой для молодых ученых, но и формирует новые городские смыслы.

«Во всем мире к развитию территории кампусов стараются привлекать лучшие архитектурные силы, рассчитывая на то, что они не только станут местом концентрации прорывных технологий, но и повлияют на сам город. Для важнейших исследований сегодня создается яркая и высокотехнологичная арт-архитектура. Кампусы – это открытые, модные городские кварталы, где научная деятельность протекает рядом с повседневной жизнью горожан. В них сконцентрировано множество сервисов и точек социального притяжения, существующих бок о бок с лабораториями и учебными аудиториями», – отметил главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов.

Тема экспозиции Москомархитектуры – кампусы – была продолжена и в деловой программе выставки-форума. В день открытия АРХ МОСКВЫ 2024 состоялся открытый диалог «Кампус как модель города и образа жизни» с участием Сергея Кузнецова, генерального директора Национального ESG Альянса Андрея Шаронова, основателя и руководителя экосистемы UNK Юлия Борисова и других уважаемых спикеров. В ходе мероприятия обсуждались архитектурный образ новых московских кампусов, главные принципы и приемы проектирования полезных пространств для учебы и науки, ключевые функции кампуса и их пространственное выражение, их изменение в эпоху онлайн-образования, кампус как общественное пространство и другие ключевые вопросы.

Также на стенде Москомархитектуры проходил хакатон, в котором принимали участие три студенческие команды. Перед участниками хакатона была поставлена задача разработать универсальные принципы и подходы в формировании территории студенческих городков. В течение первых трех дней работы выставки-форума – с 22 по 24 мая – команды генерировали креативные идеи, а 25 мая представили свои проекты и защитили их перед профессиональным жюри.

Мастер-класс «Новые подходы к согласованию архитектурно-градостроительных решений в городе Москве», предметом которого стали анализ актуальных изменений в процедурах согласования, разбор конкретных ситуаций и практические рекомендации, провел для архитекторов и проектировщиков заместитель начальника Управления Архитектурного совета Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Глубокин. Он же принял участие в практическом разборе «Город – тренер. Как проектировать большие и малые спортивные объекты» о том, как архитектура может стимулировать горожан заниматься спортом, и как следует проектировать спортивные сооружения и среду, чтобы она меняла привычки людей и задавала новые сценарии здоровой жизни. Также на выставке-форуме АРХ МОСКВА 2024 состоялась презентация IX сезона фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город», в которой приняли участие кураторы воркшопов нынешнего года.

Кроме того, в программу Москомархитектуры на АРХ МОСКВЕ 2024 вошли организованный совместно с VK разбор полетов «Прокачай свои соцсети: анализируем стратегии архитекторов» с участием Марии Ульяновой, пресс-секретаря главного архитектора города Москвы – целью этого мероприятия было помочь архитектурным бюро улучшить продвижение и рабочие коммуникации в социальных сетях; образовательное реалити-шоу «Царапки. Что бесит подростка в городе», соорганизатором которого выступила Ассоциация исследователей и практиков сочувствующего проектирования с подростками «Город для меня»; и гостиная «Арт в городе», первая сессия которой была посвящена стрит-арту, а вторая – художественным решениям в девелопменте.

* * *

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В деловой программе выставки-форума АРХ МОСКВА 2024 состоялись несколько закрытых мероприятий с участием ведущих специалистов архитектурно-строительной отрасли.

22 мая, в день открытия выставки, прошел Утренний кофе архитектора и блогера, организаторами которого выступили АРХ МОСКВА и консалтинговое агентство Plan the Best. Тема открытого диалога была сформулирована так: «Как «влюбить» всех в архитектуру или архитектура — «новый черный”?».

Участники беседы – архитекторы, представители ведущих отраслевых СМИ и блогеры – обсудили, как влюблять в архитектуру и стоит ли это делать, поговорили о любимых и нелюбимых зданиях, именах для домов, образованности и вкусе, агрессивном девелопменте. Журналисты просили архитекторов не отгораживаться от них пиарщиками и говорить, давать интервью. Пришли к выводу, что главные популяризаторы архитектуры сегодня – это краеведы и экскурсоводы новой волны: такие, как «Москва глазами инженера», «Москва в сердце» и даже экскурсовод Маня. Все любимые здания, как правильно заметил Александр Змеул, – это старые здания с новыми функциями, здания с историей, которые продолжают жить.

23 мая на АРХ МОСКВЕ состоялся традиционный Завтрак архитектора и девелопера, на котором развернулась оживленная дискуссия на тему «Эволюция рабочего пространства, или Офис умер – да здравствует офис?» Партнером мероприятия стала компания профайн РУС.
Присутствовавшие архитекторы и руководители ведущих девелоперских компаний обсудили эволюцию рабочих пространств и вопрос о том, нужны ли сегодня офисы как таковые. В ответе на последний вопрос участники дискуссии были практически единодушны – безусловно, нужны, особенно если компания занимается творческой деятельностью. В офисе более творческая атмосфера, нежели в zoom-конференциях, меньше отвлекающих факторов, а главное – находясь в личном контакте, сотрудники компании становятся настоящей командой, сплоченной и обладающей подлинным взаимопониманием.

Главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов отметил, что, судя по большинству высказываний, людям на удаленке не хватает простых человеческих радостей, которые ничто не заменит, – так же, как искусственный интеллект не заменит архитектора: «Инструмент не в состоянии заменить творца, как карандаш не может заменить Микеланджело, хотя и тот, и тот рисуют». А архитектор Тимур Башкаев подчеркнул: «Доказано, что эффективность работы мозга в коллективах на 30 % выше, чем без. Никакие зумы не выводят мозг на эффективность работы, равную работе в командах. Офис – это дом, в котором происходит регенерация матрицы культурного кода компании. Так что в творческой среде я только за работу в офисе».

Помимо дискуссии, на Завтраке архитектора и девелопера произошло ещё одно важное событие – был назван Архитектор Года, выбранный тайным голосованием участников раздела «Мастера». Архитектором Года стал основатель и руководитель бюро UNK Юлий Борисов, и в следующем году – на XXX юбилейной выставке-форуме АРХ МОСКВА 2025 – будет представлена экспозиция бюро UNK.

24 мая проходил Утренний кофе архитектора и производителя – одна из самых ожидаемых участниками выставки-форума профессиональных встреч. Темой обсуждения стала «Материализация здания. Как принимать решения по выбору материалов и технологий для строительства». В качестве партнера мероприятия выступила Российская стекольная компания.

Для производителей этот диалог – неоценимая возможность поделиться наболевшим, рассказать о себе и своем продукте, узнать, чего же не хватает архитекторам, по каким критериям они выбирают материалы, как относятся к инновациям. Производители рассказали, что у них уже сейчас много наработок и уникальных предложений, и они открыты к диалогу с архитекторами. В частности, представитель Российской стекольной компании Алексей Дудин подчеркнул: «Это раньше 6-метровое стекло было эксклюзивом, сейчас это скорее стандарт, и скоро, я думаю, появятся 9-метровые стекла, 12-метровые. Мы уже умеем делать стеклопакеты гораздо тоньше общепринятых, сокращаем вес, уменьшая нагрузку на конструкцию. Заказчики выбирают большие красивые стекла, а мы готовы помогать в расчетах. Но для инновационных решений нужно вкладываться в разработку».

В ответных высказываниях архитекторов прозвучала мысль, что они готовы к инновациям, но порой не знают, как защищать нововведения в госструктурах, так как не всегда есть необходимые сертификаты. Эту проблему сформулировала Катерина Левянт, бюро ABD: «Производители показывают нам красивые картинки, а мы – технари, нам нужно понять, как это работает, как все устроено. Нам важно объяснить это заказчику. Именно там мы чаще всего встречаем сопротивление, каждый говорит: «А я первым быть не хочу», поэтому нам нужны ответы по сертификации, насколько сократятся сроки строительства, как быстро это окупится».

Также архитекторы рассказали о важном критерии, по которому они определяют профессионализм производителей: если у них не спрашивают, в каком регионе будет эксплуатироваться проект, – это плохо. Ведь Россия – большая страна со множеством различных природных и климатических зон. Если это Якутия с экстремально низкими температурами, нужны одни материалы, на Сахалине – другие, там сейсмическая активность и коррозия. «Зачастую хочется спросить поставщиков, знают ли они, где эта Хатанга вообще?!», – крик души архитекторов, работающих в регионах.

Своего рода итогом дискуссии, проходившей в конструктивном русле, стали пожелание архитекторов производителям быть открытыми и оказывать необходимую поддержку на этапе прохождения экспертизы, и ответное пожелание архитекторам быть смелыми и готовыми к инновациям – ведь это и есть прогресс.

* * *

ЮБИЛЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Уже несколько лет на выставке-форуме АРХ МОСКВА существует добрая традиция – размещение персональных экспозиций компаний, отмечающих юбилеи творческой деятельности. В 2024 году таких экспозиций было сразу четыре:

⦁ 30-летний юбилей отмечает бюро ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM, основаная в 1994 году Антоном Надточим и Верой Бутко, за 30 лет прошла путь от создания проектов частных интерьеров и домов до уровня одной из ведущих архитектурных компаний, известной своими знаковыми проектами жилых и общественных зданий. Сегодня компания решает широкий спектр проектных задач – от градостроительства и архитектуры до ландшафтного дизайна, интерьеров, создания арт-объектов и даже проектов в метавселенной. Компания также делает исследования и реализует издательские проекты. Развивая четыре направления: Architecture, Education, Digital и Design, мастерская стремится формировать новое качество жизни и вносить вклад в мировую культуру.

К своему 30-летию мастерская подготовила интерактивную инсталляцию «Мета-формация», которая исследует темы сложного формообразования, влияния технологий на архитектуру и создания ярких пространственных впечатлений.

Инсталляция отправляла зрителей в индивидуальное путешествие по виртуальному псевдоприродному и псевдоархитектурному ландшафту, поднимая вопрос о том, какими эстетическими и пространственными качествами может обладать среда вокруг нас. В экспозиции демонстрировались карта и макет вымышленного виртуального мира и описание проектов, представленных в нем. В центре стояли экраны, позволявшие в виде персонажа зайти в виртуальный мир и исследовать его. На своем пути посетители могли увидеть 10 проектов из портфолио ATRIUM в совершенно новом контексте.

⦁ 10-летний юбилей отмечает бюро Megabudka:
Бюро работает с общественными зданиями и туристическими объектами. Архитекторы предлагают музеи нового формата для современного пользователя – маленькие, посвященные одному факту или объекту, не рассказывающие всё, но способные заинтересовать. На АРХ МОСКВЕ 2024 был представлен мини-музей керамики для компании Delos, которая специализируется на эксклюзивных материалах для кровли и фасада от мировых производителей. Павильон был облицован профилированными керамическими панелями, а внутри находилась керамистка, воссоздававшая форму павильона на гончарном круге.

⦁ 10-летний юбилей отмечает бюро WALL:
На АРХ МОСКВЕ 2024 была представлена Стена из проектов архитектурного бюро WALL 2014-2024. Первый Проект-Камень был заложен в фундамент выставки в 2014 году. Этот Камень символизирует начало архитектурного пути — рождение Стены возрастом в десять лет. Стена служила метафорой непрерывного развития архитектуры бюро WALL и показывала, как каждый вложенный в Нее за эти годы Камень складывается в единый архитектурный пазл. Стена положена на пол. Диагональный прострел вел к тайникам архитектурной хроники.

⦁ 10-летний юбилей отмечает бюро Apex:
Павильон APEX на АРХ МОСКВЕ воплощал идею внимания к человеку в контексте безостановочно несущейся городской жизни. Объем павильона представлял собой отражение роли проектов бюро в плотной городской застройке, а также подсвечивал возможности, которые объекты APEX открывали перед пользователем. Парившие в воздухе параллелепипеды вторили силуэту города, вызывая в памяти ассоциации с знакомыми урбанистическими ландшафтами городских джунглей. На контрасте с суровыми и мощными формами, проекты APEX выступали соразмерными и внимательными человеку оазисами, давая возможность ненадолго окунуться в чувство защищенности и спокойствия.

* * *

КУРАТОРСКИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

На выставке-форуме АРХ МОСКВА 2024 были представлены пятнадцать кураторских и специальных проектов

КОНТЕКСТ ’24

В 2024 году Россия принимает саммит стран БРИКС – и это лишь одно из целой череды событий и программ, символизирующих глобальный поворот государственной политики в сторону Африки и Востока. Между нами возникают новые экономические и культурные связи, настраиваются более интенсивные каналы взаимообмена. Можем ли мы перенять опыт Индии, Бразилии и Египта по строительству новых столиц и городов? Почему Иран так хорош в совмещении новейших материалов и технологий с многовековыми традициями? Что можно перенять у ОАЭ кроме мастерства в возведении небоскребов? Действительно ли архитектура Африки – это «лаборатория будущего» и достойна целой венецианской биеннале? Наконец, почему самые передовые здания сегодня появляются в Китае?
Восемь мини-исследований архитектуры остальных (кроме России) стран – членов объединения БРИКС как минимум станут началом ответов, которые нам предстоит найти всем вместе в ближайшие годы.
Куратор: Юлия Шишалова, архитектурный журналист, главный редактор журнала «Проект Россия»

ПОСЛЕЗАВТРА

Архитектурным ВУЗам столицы и страны было предложено рассмотреть в развитии последнее пятилетие своего существования, проследить происходящие изменения в профессии, стране и мире, увидеть их отражение на учебном процессе, методиках и практиках образования, контингенте обучающихся. Это наглядно продемонстрировало обзор выступлений каждого конкретного ВУЗа на выставке АРХ МОСКВА в 2020-2024 годах. Постоянные, неизменные и увлекательно выступающие институты смогли оценить полученную полезность своих ежегодных выступлений на форуме, высказавшись в форме дайджеста, саммари, экспликации или легенды.

Участниками проекта «Послезавтра» стали:
Кафедра «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, МАРХИ. Коллектив студентов, Студия TIARCH (КГАСУ), Институт бизнеса и дизайна, Архитектурная школа МАРШ, Школа дизайна РАНХиГС, Школа дизайна НИУ ВШЭ, МИТУ-МАСИ

Кураторы:
Владислав Савинкин, архитектор, руководитель проектной группы «Поле-Дизайн»
Владимир Кузьмин, архитектор-дизайнер, руководитель проектной группы «Поле-дизайн»

NEXT

Спецпроект посвящен молодым архитекторам. Это платформа, на которой молодые бюро получают заявить о себе, представить свои идеи, проекты на заданную тему.
В этом году участники проекта были отобраны на конкурсной основе. На АРХ МОСКВЕ 2024 свои экспозиции представили десять финалистов: ABOVE, Проектный центр «ЯРУС», TOU! Architects, NOMADO Architects, HADAA Architects, Архбюро «КБ 11», APREL architects, ABG, Bureau ARD, NX architects.
В честь 15-летнего юбилея проекта NEXT был учрежден призовой фонд, который составляет 500 000 руб. Партнерами проекта стали компании Архитайл, ДИАТ и Marks Group
Победителем было признано бюро NOMADO Architects из Якутии. Коллектив бюро, постоянно делающий только очень полезные проекты в экстремальных условиях, решил на выставке пойти иным путем: представить очень красивый и совершенно бесполезный объект – качели из конского волоса, связанные якутскими бабушками.

На юбилейной, 30-й выставке-форуме АРХ МОСКВА 2025 бюро NOMADO Architects сможет представить свою персональную экспозицию.
Куратор: Пабло Джонаттан Пухно Бермео, архитектор, основатель бюро p.m.

МАСТЕРА

В полном соответствии с темой выставки, мастерам архитектуры было предложено подумать, какая из их работ принесла (или должна принести) больше всего пользы. Кому?
Ответ на этот вопрос мог быть предельно широким: общественности, городу или даже отдельной семье. Как и ответ на вопрос, какого рода эта польза – от сугубо практической до эстетической, речь о которой идёт в манифесте «О красоте пользы». Строго говоря, в экспозиции были представлены ответы на два вопроса – функциональный: в чем непосредственно заключалась польза, и формальный: как эта польза повлияла на архитектуру, каким образом отразилась на форме.

Кураторы:
Василий Бычков, генеральный директор компании «Экспо-Парк Выставочные проекты», основатель АРХ МОСКВЫ
Илья Мукосей, архитектор, журналист, основатель бюро mukosey: architecture design media

 ЛЕГЕНДЫ

Легенды — спецпроект о выдающихся архитекторах современности. Автор идеи – Григориос Гавалидис, бюро GAFA
Участники: Юрий Аввакумов, Владислав Кирпичев, Тотан Кузембаев, Илья Уткин

ТЕЗИСЫ

Этот спецпроект, ставший уже традиционным, – один из важнейших на выставке. Его задача – раскрыть с разных сторон заявленную главную тему «Польза».
В этом году «Тезисы» включали в себя не только серию архитектурных инсталляций, но и дискуссионную площадку.
Проект курировали участники сообщества «Цех»: Юлия Ардабьевская (Saga), Наталья Масталерж (NOWADAYS office) и Михаил Микадзе (ХОРА).

МОСКВА: ЗНАЧИМО XXI

Этот проект возвращается на АРХ МОСКВУ уже в третий раз, как и прежде – с целью выявить наиболее значимые архитектурные объекты, под которыми понимаются здания и сооружения, серьезно изменившие или сформировавшие городской ландшафт в его нынешнем виде, вне зависимости от того, положительным или отрицательным было их воздействие.
Оценке подлежит лишь эстетика и образность архитектуры, а не её практичность или эффективность. Одним из ключевых критериев значимости являются вызываемые сооружением сильные эмоции. В этом году кураторы проекта обратили внимание на значимые объекты, появившиеся в Москве и Московской области в XXI веке. Каждого из экспертов проекта, среди которых в этом году не только архитектурные критики, историки и журналисты, но и архитекторы, кураторы попросили назвать порядка 30 таких объектов. Сумма ответов 33-х экспертов дала итоговый рейтинг самого значимого, который представлен публике в формате коллекции фоторабот, выполненных Ольгой Алексеенко и Рустамом Шагимордановым.

Кураторы:
Илья Мукосей, архитектор, журналист, основатель бюро mukosey: architecture design media
Юлия Бычкова, арт-менеджер, управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец», продюсер фестиваля «Архстояние»

ПРИРОДА В ГОРОДЕ

Появление природы в городе не обладает спонтанностью. Мы научились контролировать и понимать ее роль в городской среде и все чаще обращаться к ней, как к инструменту. Значит ли это, что мы намереваемся подчинить ее себе?
Купол, как рукотворная идеальная форма, символизирует пространство вне времени и идею о миропорядке. Через символ купола человечество фиксировало смыслы, идеи и ценности. Растения же, обволакивающие невесомый купол, показывают энергию и силу природы, способной вступить в контакт с любой материей, созданной руками человека.

На АРХ МОСКВЕ 2024 ландшафтная экспозиция с зеленым куполом и лабиринтом объединила человека и природу, стала местом укрытия и нового сенсорного опыта для гостей выставки. Через аудиовизуальное искусство, ландшафт и архитектурную форму создавался диалог с пространством и зрителем.
Куратор: Виктория Гавалиди, архитектурное бюро GAFA

СВЕТ В ГОРОДЕ

У каждого пространства – кафе, квартиры, дома, квартала или даже города – есть что-то особенное, что заставляет человека возвращаться, обходить его стороной или не чувствовать совершенно ничего. Без идеи и атмосферы город превращается в набор функций и маршрутов, которым то и дело препятствуют здания, а сама архитектура становится вариациями сочетаний стен и крыши. Атмосферу задают элементы, которые невозможно потрогать или передать на словах.
Свет – один из тех инструментов работы с пространством, который выходит за рамки формализованных, материальных, рациональных понятий и позволяет найти ключ к работе с категорией ощущений. Световая среда может быть качественной: комфортной, эмоциональной и уважительной по отношению к пространству и форме. В мире, где большую часть жизни мы проводим под электрическими лампами, важно учиться осознавать свет, выстраивать диалог на языке света и тени и создавать качественную световую среду, которой безусловно заслуживает современный человек.
Куратор: Иван Федянин, светодизайнер, основатель компании L1

АРХИГРАФИКА. СОБИРАТЬ АРХИТЕКТУРУ

Название выставки объединило две темы, предложенные для онлайн-конкурса заявок на участие в спецпроекте: «Рисунок-проект» и «Коллекция архитектуры».
В работах, выбранных экспертным советом и куратором, предстали разнообразные практические аспекты рисования архитектуры. С одной стороны, это эффективный метод изучения и «коллекционирования» опыта предшественников, а также выражения, сохранения и каталогизации собственных фантазий. С другой – графика остается ключевым инструментом «сборки» проектов от поисковых эскизов до презентации оформившегося замысла.
Проект акцентировал внимание на рисунках от руки, но участники не были ограничены в выборе графических инструментов и техник. За каждым из представленных на выставке произведений стоит своя история пользы их создания – от арт-терапии и существенной составляющей архитектурной практики до миссии спасения исторических сооружений и разработки архитектуры метавселенных.
Куратор: Екатерина Шалина, искусствовед, автор и куратор конкурса «АрхиГрафика»

КРАСОТА ПОЛЕЗНОГО

Специальный проект Государственного музея архитектуры им. Щусева
Обращение к витрувианским категориям «пользы, прочности, красоты», как правило, выводит нас в область теоретических рассуждений о соотношении функциональности здания и его художественной выразительности, которая в разные эпохи достигалась разными способами. Мы предлагаем предельно заострить эту проблему и обратить внимание на «красоту полезного» – эстетику утилитарных построек.
История архитектуры пишется на примере знаковых зданий, но именно утилитарные сооружения формируют ткань поселений, жизненную среду человека. Эстетические установки эпохи равно применимы к объекту любого назначения – и сарай может отражать свое время не менее ярко, чем дворец или театр, а возможность проявить талант не зависит от масштаба архитектурной задачи. Однако во все времена архитектура, в отличие от других видов искусства, существует только в социально-экономическом контексте, и в утилитарных объектах образ жизни и образ мысли общества отражаются наиболее прямо и ясно.

Куратор: Наталья Шашкова, кандидат искусствоведения, директор Государственного музея архитектуры им. Щусева

О ПОЛЬЗЕ КРАСОТЫ

Проект «ПАВИЛЬОН ЭЛЕМЕНТОВ ОБРАТНОГО ВРЕМЕНИ»
О пользе красоты. Само сочетание этих слов звучит несколько абсурдно. В каком контексте мы будем рассматривать пользу красоты? Полезность витаминных коктейлей, грязевых ванн, пиявок или салата из сельдерея куда более очевидна. После них улучшается самочувствие, стабилизируется давление и т. д. Но, конечно, речь скорее всего идёт о пользе красоты для души. Подразумевается, что, выйдя из Третьяковской галереи, человек просветлится настолько, что не пойдёт воровать шубу в гардероб, а прямиком направится делать добрые дела. Инвестиционная польза красоты тоже под большим вопросом. Не зря же большинство художников финансово обеспечили своих потомков, перейдя в мир иной.
Поэтому в житейском смысле красота – это самое бесполезное понятие. Она почти всегда нефункциональна, она хрупка, эфемерна. Её понимание и принятие может длиться годами. И тем не менее материя является единственным критерием принятия решений – и проектных, и жизненных. Вот такой парадокс…

Кураторы:
Алексей Козырь, архитектор, основатель Архитектурной мастерской Алексея Козыря
Александр Пономарев, художник, куратор

ГОРОДСКИЕ ФАКТУРЫ

АРХ МОСКВА с каждым годом становится всё больше похожа на город. Чтобы усилить этот эффект и показать, из каких линий и элементов состоит архитектура, которая нас окружает, вдоль центрального «проспекта» выставки мы расположили работы архитектурного и стрит-фотографа Рустама Шагиморданова. По заданию оргкомитета выставки-форума Рустам сфотографировал городские фактуры современной Москвы, детали, из которых состоит город, его рельефы и поверхности, особенности московского пластического языка.

Фотограф был полностью свободен в выборе объектов съемки и сфокусировался на современных зданиях, новейшей архитектуре столицы, разбавив ее историческими, узнаваемыми зданиями. Ключевой принцип: здания должны быть интересны не только архитекторам, но и обычным жителям города.
Проект «Городские фактуры» на АРХ МОСКВЕ 2024 показал, как изменился город, какой стала архитектура Москвы за последние несколько лет.

ИСКУССТВО В ГОРОДЕ

Всё чаще мы наблюдаем, как искусство выходит на улицы города. Такое искусство почти всегда контекстуально, оно создается с учетом особенностей конкретного места и содержательно связано с ним.
Паблик-арт способен и привлечь туристов, и «очеловечить» подчас слишком суровую городскую среду, не вступая с ней в конфликт. В этот раз мы решили непосредственно продемонстрировать диалог архитектуры и стрит-арта в пространстве выставки, показав, как искусство может принести пользу городской среде.

Для этого мы пригласили фотографа Рустама Шагиморданова, чтобы в рамках проекта «Городские фактуры» придать выставке ещё больше сходства с городской средой, а заодно создать благодатный фон для внедрения работ ведущих московских художников-муралистов.
Алексей Лука, Миша Most и Алексей СЕ создали работы специально для АРХ МОСКВЫ.

ДОМА А-КЛАССА

Спецпроект, посвященный бизнес-вопросам строительства домов А-класса – современных частных домов площадью от 500 квадратных метров и более. Мероприятие, которое оригинально соединит дискуссионный и выставочный форматы, станет уникальным «концентратом» бизнес-знаний и опыта. Здесь в первую очередь можно увидеть применение современных инновационных материалов, встретиться с профессионалами и специалистами высочайшего класса в сфере премиум-проектирования и строительства.

* * *

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА

В рамках деловой программы выставки-форума АРХ МОСКВА 2024 за четыре дня состоялись 210 мероприятий на восьми дискуссионных площадках – лекций, дискуссий, круглых столов, мастер-классов и кейс-сессий. Кроме того, ряд событий проходил на стендах экспонентов и в рамках параллельной программы.

В числе наиболее значимых вопросов, подробно обсуждавшихся на АРХ МОСКВЕ 2024, были институализация и законодательное регулирование мастер-планирования для городов и целых регионов на федеральном уровне, формулирование квалификационных требований к разработчикам мастер-планов, пути интеграции мастер-планирования в существующую практику градостроительной деятельности регионов, стратегии пространственного и социально-экономического развития, а также развития городов и регионов как центров туризма. Этим вопросам, в частности, были посвящены такие мероприятия, как стратегическая сессия «Пространство как ресурс социально-экономического роста российских городов. Мастер-планирование устойчивого развития территорий» (организатор – Союз Российских городов), результаты которой будут обобщены и представлены в Минстрой России для последующего использования в формировании государственной политики и законотворчества в сфере архитектуры и градостроительства; челендж-сессия «Большая Волга как большой диалог, или Как сделать мастер-план для макрорегиона» (организаторы – компании «Новая Земля» и «ПроГород»), в фокусе внимания которой был самый большой туристический мастер-план в России; круглый стол «Обсуждение концепции победителя всероссийского конкурса архитектурно-градостроительных решений туристской территории «Новая Анапа» – новая модель курортов России» (организатор – Консорциум под лидерством ООО «Творческие технологии»), и ряд других событий деловой программы.

Большое внимание было уделено архитектуре и градостроительной политике различных регионов России. Два мероприятия, посвященные стратегическому и территориальному планированию и подходам к разработке мастер-планов Северо-Кавказского федерального округа, организовало на АРХ МОСКВЕ 2024 агентство стратегического развития «ЦЕНТР». В панельной дискуссии «Мастер-планирование. Актуальные направления развития Северного Кавказа» и в круглом столе «Заседание Клуба архитекторов Северо-Кавказского региона. Кейсы мастер-планирования» приняли участие ведущие представители комитетов по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия-Алания.

ГК Спектрум совместно с Forbes Congress организовали стратегическую сессию «Архитектурный облик российских городов: как выстроить стратегию развития», на которой обсуждались такие актуальные вопросы, как параметры, которые следует учитывать при разработке мастер-плана, какие инструменты существуют, и чего не хватает на сегодняшний день для управления планированием и развитием города, как сделать благоустройство популярным, и т.д. Фонд Мельниченко предложил вниманию посетителей выставки-форума кейс-сессию «А что кроме сырья? Как с помощью благотворительности и социальных инвестиций изменить среду и судьбу промышленных городов», в фокусе внимания которой были Киселевск, Шарыпово, Новомосковск, Невинномысск и другие малые и средние промышленные города России, сталкивающиеся со множеством социальных, географических и средовых вызовов. Эту же тему подхватила компания «Северсталь», которая провела дискуссию «Когда работа – это город. Как крупный бизнес развивает малые города присутствия»: в междисциплинарном разговоре о малых городах приняли участие специалисты различных профилей – представитель крупного бизнеса, архитектор, урбанист, социолог, обсудившие стратегии взаимодействия между бизнесом, государством и обществом для создания привлекательной городской среды. А топ-менеджеры бюро светодизайна «Культура Света» в ходе «Диалогов о свете и полярной ночи» пообщались с советником главы города Норильска и директором музея Норильска об особенностях жизни за Полярным кругом и о возможных смелых решениях в освещении городских пространств, которые помогают человеку поддерживать естественные биоритмы в суровых условиях Заполярья.

Главная тема АРХ МОСКВЫ 2024 – «ПОЛЬЗА» – получила свое развитие в дискуссиях на социальную проблематику, в фокусе внимания которой – человек и его благо. Так, в ходе дискуссии «Город заботится обо всех», которую в рамках деловой программы выставки-форума провела Студия Артемия Лебедева, речь шла о доступной городской среде и о том, как городом пользуются люди с разными категориями инвалидности. Ещё одна дискуссия Студии – «Идентичность. О чем цветут города?» – была посвящена роли урбанистики в масштабировании интеллектуальной экономики, развитию городских сообществ и прикладным инструментам, необходимым для демографического скачка.

Архитектурное бюро UTRO организовало междисциплинарный «Диалог архитекторов и ученых о природе в городе», на котором архитекторы, ландшафтные инженеры и ученые-биологи рассуждали о том, как устроена городская экосистема в разрезе природной среды, какое влияние природа оказывает на архитектурные решения, и как применить на практике научные знания в целях благоустройства городской среды. Бюро IND Architects провело презентацию исследования «Молодые и гибкие. Города для новых поколений», посвященного возможным инструментам и механизмам, благодаря которым города, в первую очередь малые и средние, могут стать более привлекательными в глазах молодежи. Ещё одно архитектурное бюро – WOWHAUS – пригласило урбанистов и архитектурных критиков на ток-шоу «В каких городах мы будем жить?» подкаста «Право на город» для серьезного разговора о тенденциях, которые будут определять развитие городов, и о социальной миссии архитектора. А специалисты экспертного совета по промышленному наследию при АУИПИК и проекта «МосПромАрт» в рамках сессии «Конструктив, или Что делать с историческим железом? Судьбы уникальных инженерных конструкций – как их сохранить и как использовать?» обсудили экспертизу инженерного наследия всемирно известных заводов-музеев с огромным массивом исторического оборудования XIX-XX столетий и перспективы его интеграции в современные планы развития городов.

Неотъемлемой и чрезвычайно важной частью деловой программы является участие ведущих представителей современной российской архитектуры. В этом году на АРХ МОСКВЕ был организован цикл авторских выступлений «Мастерская. Детали», главной идеей которого было наглядно представить метод работы архитектора на примере одного конкретного кейса и показать, какие типовые и нестандартные задачи возникают на стадии реализации проекта, и как они решаются. Участниками цикла «Мастерская. Детали», являвшего собой своего рода образовательную лабораторию, стали архитекторы Евгений Герасимов (архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», Сергей Скуратов (бюро Sergey Skuratov Architects), Александр Цимайло и Николай Ляшенко (бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»), Никита Явейн («Студия 44»), Антон Надточий (архитектурная мастерская ATRIUM) и Андрей Асадов (бюро Asadov_).

А 25 мая, в завершающий день АРХ МОСКВЫ 2024, перед слушателями деловой программы с лекцией «Почему архитектор должен знать Библию» выступил Андрей Чернихов – профессор Международной Академии Архитектуры (IAA) и президент Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова.

* * *

ЛАУРЕАТЫ ВЫСТАВКИ-ФОРУМА АРХ МОСКВА 2024

Вечером 24-го мая в Амфитеатре Гостиного Двора состоялась церемония награждения победителей и призеров выставки-форума АРХ МОСКВА 2024.

В состав жюри в этом году вошли:
⦁ Василий Бычков, руководитель проекта АРХ МОСКВА
⦁ Мария Ульянова, пресс-секретарь главного архитектора города Москвы Сергея Кузнецова
⦁ Дарья Филиппова, генеральный директор Центра «Зотов»
⦁ Анна Мартовицкая, PR-директор архитектурного бюро СПИЧ, автор ютуб-канала «Архиблог»
⦁ Юлия Тарабарина, главный редактор портала archi.ru
⦁ Юлия Зинкевич, директор PR-агентства «Правила общения»
⦁ Оксана Самборская, редактор «Строительной газеты»
⦁ Алексей Щукин, корреспондент журнала «Эксперт»

Почетными дипломами выставки-форума АРХ МОСКВА 2024 были награждены следующие лауреаты:

Диплом за самый полезный стенд (лучшее раскрытие темы ПОЛЬЗА»):
МОСКОМАРХИТЕКТУРА
* * *

Номинация ЛУЧШАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В РАЗДЕЛЕ «АРХИТЕКТУРА»

Дипломы третьей степени
ТИМЗ ПРОЕКТ
CHADO

Дипломы второй степени
ЦИМАЙЛО, ЛЯШЕНКО И ПАРТНЕРЫ, партнер экспозиции – AРХИWOOD
BORISOV ARCHITECTS

Диплом первой степени
АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО WALL

Диплом за нестандартную и яркую архитектуру дискуссий
ГК «САМОЛЕТ»

Диплом за самую архитектурную подачу 3D-технологий
АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО СПИЧ

Диплом за самое фотографически точное воплощение образа пользы
АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО ARCHINFORM

* * *

Номинация ЛУЧШАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В РАЗДЕЛЕ «ДЕВЕЛОПМЕНТ»

Диплом третьей степени
БРУСНИКА

Диплом второй степени
ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ

Дипломы первой степени
BASIS + MR GROUP
ПАРКОВЫЕ КВАРТАЛЫ + MEGABUDKA:

* * *

Номинация ЛУЧШАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В РАЗДЕЛЕ «МАТЕРИЯ АРХИТЕКТУРЫ»

Дипломы третьей степени
ОСТКЛИНКЕР, архитектура стенда – BORISOV ARCHITECTS
РАББЕРФЛЕКС RX

Дипломы второй степени
UNICERAMIX, архитектура стенда – LIPMAN + OGANIAN
ГК ДИАТ, архитектура стенда – p.m.

Дипломы первой степени
ГК «АЛЮТЕХ» + SERGEY SKURATOV ARCHITECTS
MADE IN THE WORLD, архитектура стенда – T+T ARCHITECTS

* * *

Номинация ЛУЧШАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В РАЗДЕЛЕ «СВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ»

Диплом второй степени
MAYTONI

Диплом первой степени
ECLAT GROUP

* * *

Номинация «ЛУЧШИЙ КУРАТОРСКИЙ ПРОЕКТ»

Диплом второй степени
ТЕЗИСЫ

Диплом первой степени
ПАВИЛЬОН ЭЛЕМЕНТОВ ОБРАТНОГО ВРЕМЕНИ. О ПОЛЬЗЕ КРАСОТЫ
Авторы: Александр Пономарев, архитектурная мастерская Алексея Козыря
Партнеры: Surface Laboratoty by Kerama Marazzi

* * *

Номинация «ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ-ИССЛЕДОВАНИЕ»

Диплом второй степени
СВЕТ В ГОРОДЕ и ПРИРОДА В ГОРОДЕ

Диплом первой степени
КОНТЕКСТ’24

* * *

Дипломы за лучшую работу архитектурного фотографа

ОЛЬГА АЛЕКСЕЕНКО
РУСТАМ ШАГИМОРДАНОВ

Диплом за лучшее архитектурное высказывание проекта «Послезавтра»

АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА МАРШ

Диплом за лучшее архитектурное высказывание проекта «Мастера»

WOWHAUS

Диплом за лучшее архитектурное высказывание проекта «Тезисы»

ГОРА

Диплом за лучшее общественное пространство / дискуссионную площадку

ПРАКТИКУМ «ДОМА А-КЛАССА»

* * *

КНИЖНАЯ ПРЕМИЯ АРХ МОСКВА

Лучший журнал по архитектуре

ПРОЕКТ РОССИЯ, № 1, 2023 «100 ЛУЧШИХ ПРОЕКТОВ РОССИИ»
Главный редактор – Юлия Шишалова. Издательство – «Проект Россия»

Лучший журнал о дизайне

ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН, 2023
Шеф-редактор – Татьяна Белохина. Заместитель главного редактора – Ольга Божко. Издательство – «И+Д»

Лучшее переводное издание по архитектуре

«УРОКИ ЛАС-ВЕГАСА. ЗАБЫТЫЙ СИМВОЛИЗМ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ», ДЕНИЗ СКОТТ БРАУН, РОБЕРТ ВЕНТУРИ, СТИВЕН АЙЗЕНУР
Переводчик – Иван Третьяков. Редактор – Сергей Ситар. Издательство – Ad Marginem

Лучшее издание по современной архитектуре

КНИГА «СТУДИЯ 44. ПРОЕКТЫ И ПОСТРОЙКИ 2017-2022»
Редакторы – Никита Явейн, Маргарита Явейн. Дизайнер – Маргарита Явейн. Издательство – TATLIN

Лучшее издание по истории архитектуры

КНИГА «”ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА” ОТТЕПЕЛИ И ЗАСТОЯ»
Автор – Андрей Боков. Издательство – «Гараж»

Лучшее исследовательское издание по архитектуре

КНИГА «АРХИТЕКТУРА БЕЗ АРХИТЕКТОРА. ВЕРНАКУЛЯРНЫЕ РАЙОНЫ ГОРОДОВ МИРА»
Автор – Андрей Иванов. Издательство – «СЛОВО/SLOVO»

Лучшее детское издание по архитектуре

КНИГА «КТО ВСЁ ЭТО ПОСТРОИЛ?»
Автор – Полина Фадеева. Художник – Анна Алямова. Издательство – Ad Marginem

Лучший путеводитель по архитектуре

КНИГА «ОТДЫХ И ЕДА НА ВДНХ»
Автор – Василий Хорст. Издательство – «Бослен»

 

Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется