Минпромторг потребовал у торговых сетей усилить контроль за продукцией пчеловодства, сообщает РБК.
В начале сентября после вступления в силу поправок к закону «О пчеловодстве» ведомство направило соответствующее письмо Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Союзу независимых сетей России и Ассоциации компании интернет-торговли (АКИТ).
Согласно лабораторным исследованиям Роскачества, на полках российских магазинов до 60 % меда с глюкозно-фруктозным сиропом или вовсе «неботанического» происхождения. Это нарушение техрегламентов Таможенного союза и ГОСТов. В свою очередь в Союзе пчеловодов России уверены: подделок на рынке еще больше — до 70%, и это мировая проблема.
Ненастоящий мед изготавливают из патоки или отходов переработки кукурузы с сахаром, подсластителями, загустителями, цветочной пыльцой и т. д. Другой способ — подкормка пчел сахарным сиропом, но он менее распространенный. Также часто дешевые сорта меда выдают за более дорогие. Эти нарушения стали возможными из-за отсутствия в законе 2020 года «О пчеловодстве» четкого определения меда и необязательности исполнения ГОСТов.
Сейчас в РФ около 110 тыс. пчеловодческих организаций и свыше 2,5 млн пчелосемей, которые в год дают порядка 65 тыс. тонн меда. Производители сбывают его перекупщикам или переработчикам, которые зачастую меняют состав товара. Однако по новому закону, принятому еще в декабре 2023 года, с 1 сентября мед должен соответствовать требованиям, установленным законодательством не только России, но и ЕЭС (в том числе ГОСТам). Представители ретейлеров подтвердили получение рекомендаций Минпромторга и принимают меры борьбы с контрафактом.
По мнению экспертов РБК, поправки, запрещающие называть медом продукцию с добавками, снизят число фальсификатов на рынке. Однако для решения проблемы нужно ввести жесткое наказание производителей контрафакта — от многомиллионных штрафов и длительной остановки производства до уголовного преследования. Также нужны постоянный мониторинг розничного рынка и возможность отслеживать сырье во ФГИС «Меркурий».