В июле в России снизились потребительские настроения

Инфляционные ожидания россиян после четырехмесячного роста достигли максимальных с начала года значений. В то же время потребительские настроения упали до минимума, достигнув значений ниже прошлогоднего уровня, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на итоги проводившихся фондом «Общественное мнение» (ФОМ) 1–13 августа опросов для Банка России.

В частности, в июле в РФ снизились оценки всех составляющих индекса настроений: годовых и пятилетних экономических перспектив страны, ожидаемого и фактического личного материального положения. Слегка повысилась лишь оценка момента для совершения крупных покупок. Доля копящих деньги осталась прежней (51,5 %, ниже среднего с 2016 года), число предпочитающих тратить за месяц убавилось на 0,9 п. п. — до 30,6 %. Предпочтения сбережений сместились с депозитов (42 %, минус 4 п. п.) к наличным (29 %, плюс 3 п. п.). Также в июле произошел всплеск отложенного спроса в некоторых непродовольственных секторах.

Кроме того, в середине лета впервые за несколько месяцев замедлилось потребительское кредитование — до 1,4 против 2 % с марта по июнь 2024-го. Эксперты «Ъ» предполагают, что причина в ужесточении с 1 июля макропруденциальных мер и жесткость монетарной политики. Тем не менее сохраняется динамика в сегменте кредитных карт, менее зависимых от ключевой ставки, и возрос объем автокредитования (5,11 против 5,15 % год к году): спрос на него подстегивает  будущее повышение утильсбора и цен на машины.

Что касается привлечения банками рублевых средств населения, его темпы роста в июле с поправкой на сезонность остались неизменными: высокие траты на отпуска уравновешиваются пополнением счетов и срочных депозитов на фоне роста доходов физлиц. Однако июльская разница выданных необеспеченных кредитов и собранных банками средств оказалась отрицательной. Это свидетельствует о снижении потребительских настроений населения, что будет лишь усугубляться в ближайшие полтора года из-за коррекции монетарной политики.

Обложка: © Bianca Lucas / Unsplash