Рост онлайн-продаж продуктов питания и товаров в России замедлился

В октябре—декабре онлайн-продажи продовольственных товаров в России вырастут год к году на 26,8% до 378 млрд рублей. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные компании Infoline. 

Замедление роста подтверждают и другие аналитики: в III квартале 2024 года онлайн-заказы выросли на 33% в количестве и в полтора раза в денежном выражении до 238 млрд рублей, тогда как во II квартале рост составил 36% и 57% соответственно. Взрывной рост сегмента наблюдался в разгар пандемии, отмечает Лиза Эмерт из «Самоката».  

Замедление рынка обусловлено дефицитом курьеров и ростом ключевой ставки, что повысило стоимость кредитов, отметил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Вследствие этого компании сократили инвестиции в маркетинг и онлайн-продажи. Если ранее были популярны промоакции и бесплатная доставка, то теперь операторы вводят платную доставку и повышают ее стоимость, отмечает директор бизнес-формата «Фудтех» сети «Магнит» Антон Зубов.

Себестоимость доставки для компаний увеличилась из-за роста арендных ставок на складские площади, дарксторы, а также повышения зарплат курьерам. С января по сентябрь 2024 года ставки аренды в логопарках Москвы и Подмосковья выросли на 37%, а зарплаты доставщиков в крупных городах России увеличились на 50%.

В июле—сентябре выручка от доставки продуктов у X5 Group и «Магнита» повысилась на 55,2% до 49,2 млрд рублей, и более чем в два раза, до 24,3 млрд руб соответственно. Доходы онлайн-ритейлеров увеличились не столь значительно: «Самокат» достиг отметки 56,5 млрд рублей с приростом в 46,9%, сервисы «Яндекса» составили 53,8 млрд рублей, увеличившись на 49,4%, выручка «Купера» выросла до 44,4 млрд рублей на 19,8%, а Ozon — до 27 млрд рублей, увеличив показатели на 39,2%.

Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется