Представители издательств и книжных магазинов отмечают в этом году рост популярности сентиментальной прозы у россиян, сообщает РБК.
Например, в книжной сети «Читай-город» с января по сентябрь продажи любовных романов выросли год к году на 39 % (70 % покупателей — женщины). Возможная причина — желание читателей отвлечься от негатива за счет романтического сюжета. Далее в рейтинге российская фантастика (+22 % продаж), зарубежные детективы (+13 %) и литература по психологии (+11 %). Издательство «Эксмо» подтверждает, что любовные романы в топе. Да и в целом реализация художественной литературы выросла на 9 %, в том числе в сегментах фольклора, биографий, мемуаров и детективов.
В издательской группе «Альпина» за три квартала продажи художественной литературы увеличились на 35 %, книг о психологии и саморазвитии — на 15 %. В группе «Эксмо-АСТ» также отмечают рост продаж: в «Бомборе» — non-fiction-литературы (+15 % в штуках и +17% в рублях), книг по религии, досугу, хобби, истории, в «АСТ Нонфикшн» — по психологии (+30 %), эзотерике (+44 %), медицине (+61 %). Хотя, например, наблюдается и снижение покупок (в штуках) — в сегментах естественных наук и математики (–17 %), транспорта (–10 %), музыки (–9 %).
Кроме того, в России в 2024 году, по данным «Читай-города», снизилась востребованность манги (–1,24 %), детской фантастики (–0,3 %), комиксов (–0,2 %) и российской исторической прозы (–0,15 %). Уменьшился и интерес к инвестициям и финансам.
При этом на рынке сложилась неоднородная ситуация с ценами и реализацией. К примеру, за девять месяцев 2024-го средняя стоимость книг в «Читай-городе» выросла всего на 2,27 %, с 460,5 до 470,9 руб., продажи книг — на 1,9 % в штуках и 9,8 % в рублях год к году. В магазине «Библио-Глобус» более заметный рост цен — от 10 до 25 %, в том числе из-за повышения расценок поставщиков, а также с учетом анализа целевой аудитории и ценников в других магазинах. В «Альпине» с января книги подорожали на 10 %, продажи выросли на 12 % в рублях и на 13 % в штуках.
По поводу того, какие книги предпочитают покупатели — дорогие или более дешевые издания, мнения экспертов РБК разделились. Например, гендиректор «Альпины» Алексей Ильин считает, что цены на книжном рынке растут в среднем на 10–12 % в год и читатели предпочитают дешевые варианты. В то же время глава «Росмэна» Борис Кузнецов заявил, что продажи издательства за год выросли на 16–17 %, однако в натуральном выражении снизились, так что компания переходит на производство более выгодных дорогих книг.