С 1 октября ставки утильсбора на грузовики массой 12–20 т увеличились на 70–85%, что привело к росту средней стоимости седельных тягачей до 9,8 млн рублей, а сцепок — до 20 млн. Об этом передают «Известия».
Вырос и размер налоговых платежей на полную стоимость транспортного средства с учетом утильсбора, что в сочетании с ростом ключевой ставки ЦБ затруднило обновление парка автоперевозчиков. Директор по внешнеэкономической деятельности Sinoway Group Александр Строчков отметил, что введенные меры побудить иностранных производителей к локализации сборки грузовиков в России привели к недоступности как китайских, так и российских машин.
После 1 октября запасов растаможенных фур хватит до конца 2024 года, затем начнется рост цен на технику. Президент ассоциации Вадим Филатов рассказал «Известиям», что отечественные заводы не способны заменить импорт: не хватает новых седельных тягачей грузоподъемностью 18–20 т, производственные мощности ограничены 20 тыс. штук в год при потребности рынка 50 тыс. Российский рынок обеспечен самосвалами и спецтехникой на базе КамАЗа, МАЗа и «Урала», но в сегменте магистральных тягачей ситуация сложнее. КамАЗ выпускает 10-15 тыс. тягачей К5 в год, МАЗ-5440 «Простор» устарел, «Нижегородские грузовые автомобили» только начинают выпуск «Валдая» (до 1 тыс. машин к концу 2024).
Вице-президент РОАД Виталий Киселев отметил также влияние утильсбора и роста стоимости лизинга из-за ставки ЦБ на рынок, что привело к падению продаж китайских и российских тягачей в октябре. По данным «АвтоГрузЭкс», в III квартале 2024 года ставки по лизинговым контрактам превышали 27–29%, что критично для обновления автопарков. При таких ставках есть риск выплатить двойную стоимость техники за пять лет.
— В связи с увеличением утилизационного сбора дополнительные ежемесячные расходы перевозчиков вырастут на 16–26 тыс. рублей, — сказал «Известиям» Эдуард Миронов.
В 2024 году Минпромторг запустил льготную программу лизинга на отечественные тягачи со скидкой до 850 тыс. рублей, выделено 8 млрд рублей. В ассоциациях считают, что этой скидки недостаточно. Вадим Филатов предлагает субсидировать лизинговую ставку и предоставить льготные кредиты на технику грузоподъемностью 18–20 т. РОАД и «АвтоГрузЭкс» обратились в Минпромторг с предложениями по нормализации рынка.