27 ноября Правительство РФ разрешило регионам заключать соглашения с производителями и торговыми сетями о стабилизации цен. В результате договоренностей с торговцами и регуляторами молочные производители начали снижать цены на ряд социально значимых товаров, сообщают «Известия».
В частности, некоторые крупные поставщики молочной продукции, такие как «Молвест», «ЭкоНива», «Ренна», начали вводить скидки 10–15 % в зависимости от продукции. Однако сколько будет действовать сдерживание цен, пока неизвестно.
Кроме того, ряд торговых сетей в соответствии с рекомендацией ФАС расширяют перечень товаров с наценкой не более 5–10 %. Например, в X5 («Пятерочка», «Перекресток», «Слата», «Красный Яр», «Виктория», «Покупочка», «Впрок») ограничения будут действовать в 68 регионах с 1 ноября 2024 года по 28 февраля 2025 года, число подпадающих под них позиций увеличилось с 277 в 17 категориях до 387 в 29.
«Ашан» и «Атака» в 49 регионах минимум на три месяца ограничат наценки на 208 позиций в 31 категории (ранее — 166 товаров в 26 категориях). В «Магните» с 1 декабря 2024-го по 1 апреля 2025-го в 68 регионах будут сдерживать цены на 448 товаров в 30 категориях (ранее — 278 в 26), в «Дикси» на этот же срок — на 100 позиций в 29 категориях (вместо 70 в 21). В магазинах такие товары отметят специальными ценниками.
При этом производители в молочной отрасли заявляют, что сырье в 2024 году подорожало на 27 %, а рентабельность переработки — 4–5 %, сложно компенсировать выпадающие потери. О вызовах говорят и переработчики: за два года подскочили цены на сырье (более чем на 20 %), увеличились затраты на зарплаты (+40 %), логистику (до 1,5 раза), подорожали энергоресурсы, а рост банковских ставок — и ключевой, и кредитных — усугубил проблемы.
Тем не менее и производители, и торговые сети в условиях роста издержек и инфляции пытаются сохранить доступность ряда товаров, особенно перед праздниками, отмечают эксперты «Известий». Среди инструментов — совместная промоактивность, развитие своих ТМ и сдерживание ретейлерами цен на социально значимые продукты.
В свою очередь в Минсельхозе рассказали о стабилизирующих мерах и постоянном взаимодействии с участниками молочного рынка. По мнению чиновников, сейчас для развития отрасли нужно наращивать производство сырья. И здесь есть положительная динамика: например, выработка сырого молока в январе – октябре 2024-го выросла на 3,1 % год к году — до 17,3 млн т. К тому же молочная отрасль — одна из самых поддерживаемых в АПК: только в этом году сумма субсидирования производства — около 63 млрд рублей. Помимо этого, есть возмещение затрат на строительство и модернизацию ферм, гранты, инвестиционное кредитование и т. п.