Оказывается, присутствие наблюдателей влияет на поведение шимпанзе. Как правило, наличие аудитории заставляет обезьян терять концентрацию при решении простых задач, но в случае со сложными, наоборот, стимулирует их мышление, сообщает N + 1.
Это выяснили зоологи из Киотского университета во время проведенного в 2009–2015 годах исследования влияния зрителей на поведение шести обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes) — трех самок и их троих детенышей.
Так, ученые предложили приматам задачи с тремя уровнями сложности, при которых надо было касаться цифр на экране в порядке возрастания. На самом легком уровне числа от 1 до 19 показывались подряд, во втором — вразнобой, на третьем, как только обезьяна касалась первого числа, остальные закрывались прямоугольниками. За выполненные задания приматов угощали яблоком или изюмом. Соответственно, на этом этапе шимпанзе лучше выполняли задачи первого и второго типа.
Далее они должны были делать все то же, но уже в присутствии людей, которые находились в поле зрения испытуемых. В итоге шимпанзе стали чаще ошибаться на легком уровне. Однако при решении самых сложных задач размер аудитории неожиданно повлиял на результаты эксперимента: чем больше было наблюдателей, тем лучше приматы выполняли тесты.
По мнению ученых, этому есть три объяснения. Согласно первому, большое количество наблюдателей вызывало у шимпанзе сильное возбуждение и повышало ценность награды. Это мотивировало их успешно решать сложные задачи, тогда как задания первого типа оказались слишком легкими, чтобы запустить данный механизм. Вторая гипотеза касается восприятия: шимпанзе могли принимать зрителей за авторитетных сородичей и испытывали стресс, который активировал их интеллект. И в-третьих, стимулировать концентрацию приматов могло давление внимания аудитории.