Пятизвездочные отели снижают цены из-за низкой загрузки

Отели премиального класса сильнее всех пострадали из-за потери интереса клиентов и рассчитывают на поток туристов из Китая, сообщает «Коммерсант».

В Москве в 2022 году загрузка пятизвездочных отелей снизилась до 52,7%. При этом загрузка отелей класса «три звезды» выросла до 70,8%, а у четырехзвездочных осталась прежней — 69%. Часть гостиниц класса люкс вынуждена снижать цены для корпоративных клиентов.

После ухода части западных отельеров оставшиеся в России пятизвездочные отели смогут перейти под управление отечественного бренда. Экс-гендиректор курорта «Роза Хутор» Сергей Бачин создал компанию «Васта Отель Менеджмент», которая будет развивать свои проекты и готова сотрудничать с оставшимися отелями ушедших брендов, сообщает РБК.

Никакой трагедии в уходе западных брендов отелей нет, рассказал «Москве Меняется» председатель комитета по гостиничному бизнесу московского отделения «Деловой России», уполномоченный в сфере управления активов при московском бизнес-омбудсмене Дмитрий Шлопак.

«К текущему моменту практически все крупные игроки, особенно операторы, покинули российский рынок. Остались Radisson и французы Accor — из крупных, пожалуй, все. Все остальные ушли. Все, кто работал под международным брендом, переименовались в локальные бренды. Риск, что крупные игроки зарубежного рынка гостиничных услуг уйдут из России, не то чтобы велик – это уже свершившийся факт.

К чему это может привести? На самом деле, ничего трагического в этом нет. Трафик иностранцев, интуристов в Россию в данный период времени минимален. На брендовые отели ориентируются в основном иностранцы, так как им понятен сервис, набор услуг, они четко понимают, что получат под тем или иным брендом. Поскольку, как я уже сказал, приток гостей из-за рубежа минимален, глобально уход того или иного бренда на заполняемость сильно не влияет. Была условная гостиница Marriott, а стала какой-нибудь «Легендой Москвы» — на текущую ситуацию и заполняемость это никак не повлияет, с ребрендингом это не связано.

На сегодняшний момент на российском рынке присутствуют несколько крупных отечественных операторов, таких как, например, отель «Азимут». У него собственная крупная управляющая компания, которая занимается управлением как собственных активов, так и сторонних. Можно отметить группу компаний Cosmos Hotel Group. Все они довольно динамично развиваются. Есть еще ряд менее крупных структур, которые успешно управляют гостиничными объектами.

В целом отечественные компании много чему научились у зарубежных и неплохо владеют важными моментами в гостиничном сегменте. В текущей ситуации подобных компаний станет больше. Нельзя также сбрасывать со счетов и приход на российский рынок крупных азиатских и китайских компаний. У китайцев сильный ряд брендов, которые могут зайти на наш рынок и успешно заниматься управлением».

Ситуацию в гостиничном секторе также прокомментировал для «Москва Меняется» Игорь Лаврик, общественный уполномоченный по вопросам гостиничного бизнеса в городе Москве, член Совета московского отделения «Деловая Россия», руководитель Комитета гостеприимства московского отделения «Опора России». По его словам, 5-звездочные отели ушедших брендов найдут способы продолжить работу в России, также сегодня большинство отельеров в стране делают ставку на внутренний туризм:

«Основные мировые бренды, которые у нас располагались, процентов на 80 покинули российский рынок. Правда, покинули они его пока только в информационном поле – о том, что они прекращают инвестиции, они только заявили. Однако в связи с тем, что все мировые отельные сети вкладывали деньги в приобретение имущества, в частности, в строительство, иногда и арендуя землю под это, а некоторые отели даже покупали земельные участки, просто развернуться и уйти, когда вся Европа, будем говорить прямо, в коллапсе – это не по-деловому, не по-предпринимательски. После заявлений зарубежных компаний о прекращении активной деятельности на территории РФ ведутся переговоры о создании некоторых, будем так говорить, «прокладочных» компаний, которые смогут выкупить, приобрести, взять франшизу, в лизинг, с правом обратного выкупа акций, активы зарубежных отельных брендов. В Москве есть несколько гостиниц мирового бренда, которые работают по франшизе.

Гостиничный бизнес на 90% зависит от кадровой политики и уровня профессионализма персонала, который работает в той или иной гостинице. Такие кадры зависят от размера заработной платы – если заработная плата останется на уровне прошлого года или даже повысится, уровень сервиса отеля не упадет. Почти все пятизвездочные отели в Москве по-прежнему работают на том же уровне и держат, как говорится, марку.

Туристический поток в Москве, к сожалению, существенно снизился, где-то на 28-30%. Поскольку зарубежный туристический поток нулевой, мы вынуждены делать ставку на внутренний туризм. Внутренний туризм делится на три группы. Первая: событийность. Поток людей, которые приезжают посмотреть на московские события, принять в них участие. Вторая: командировки, деловые поездки. Командировочные, которые приезжают в Москву по работе, в основном снимают частное жилье в целях экономии, а не селятся в гостиницы. Эта группа создает нам некоторые трудности. Третья: культурный отдых, отпуск. Поток людей, которые приезжают за духовной пищей. Они хотят посетить московские выставки, в Третьяковку, например, заглянуть, сходить в театры, на концерты. Такие люди селятся в пятизвездочные отели, таким образом, правда, снижается трафик четырех и трехзвездочных гостиниц», — рассказал Игорь Лаврик.

Обложка: © The Carlton, Moscow