«Яндекс» продвигает свою операционную систему на российском рынке ТВ и сейчас ведет переговоры с рядом китайских компаний, о предустановке YaOS на телевизоры, сообщает «Коммерсантъ».
Сегодня порядка 30 % всех телевизоров в РФ продают с ОС «Яндекса», 20 % — с «Салютом-ТВ» (разработка Сбера), 50 % — с Android TV. По другим оценкам, отечественные софты занимают 15 %, Android — 53 %, а оставшуюся долю (более 30 %) — собственные ОС производителей: Tizen (Samsung), WebOS (LG) и ViDAA (Hisense) (в обеих статистиках Android лидирует по причине более низкой стоимости).
При этом телевизоры Сбера и «Яндекс» составляют минимальный процент на российском рынке: в первом полугодии 2024-го — 5,2 и 1 % соответственно. По сравнению с этими данными распространенность отечественных ОС, особенно после ухода Google из РФ, намного больше. Например, YaOS использует ряд российских производителей (BBK, Dexp, Starwind и др.), и сейчас ее доля на рынке — более 10 %.
Как отмечают эксперты «Ъ», монетизация ОС «Яндекса» для ТВ включает в себя отчисления от продаж как устройств с YaOS, так и собственных сервисов, подписок и рекламы. Соответственно, если YaOS будут ставить и на иностранные телевизоры, это еще больше увеличит доходы «Яндекса». Кстати, виртуальный помощник «Алиса» также довольно перспективен в связи с востребованностью встраиваемых в систему «умный дом» устройств.
Тем не менее конкуренция остается сдерживающим фактором: в 2025 году Сбер запустит производство телевизоров с собственной ОС, так что доли YaOS и «Салюта-ТВ» будут расти параллельно.