Около полутора тысяч лет назад резкое похолодание в Северном полушарии привело к упадку сельского хозяйства и массовой гибели людей. Ученые высказали гипотезу, что этот период стал прообразом Фимбульвинтера — трехлетней зимы перед концом света, сообщает Naked Science со ссылкой на Journal of Archaeological Science: Reports.
В Национальном музее Дании и Оксфордском университете в Великобритании провели археоботаническое исследование и изотопный анализ растительных остатков из 39 датских местностей. Артефакты относились к разным периодам — от бронзового века до эпохи викингов. Целью ученых стала динамика сельского хозяйства в пределах 1250 лет (500 год до н. э. — 750 год н. э.).
Уже известно, что после мягкого климата бронзового века около 800 года до н. э. в Скандинавии стало холодно и дождливо. Далее с 250-х годов до н. э. снова наступило потепление. Однако оно закончилось резким похолоданием, напоминающим Фимбульвинтер из «Старшей Эдды», зиму перед Рагнареком — гибелью богов и всего мира.
В 535–536 годах в Северной Америке (и, возможно, в Исландии) произошел ряд крупных извержений, последствия которых проявились даже в Средиземноморье. По свидетельству Прокопия Кесарийского в «Истории войн», в соответствующий период правления Юстиниана (536–537) солнце год светило тускло, как луна, и не грело, а среди людей не прекращались войны и смертельные эпидемии.
Чтобы проанализировать воздействие изменений климата на рост деревьев в период 300–800 год н. э., ученые провели дендрохронологический анализ (датировку древесных колец) спила дуба. Оказалось, что с 539 по 541 год толщина годовых колец деревьев резко сократилась. Это подтверждает длительный период холода.
По расчетам, в Дании среднегодовая температура могла снизиться на 3,5 градуса. А раз деревья замедлили рост, значит, и урожай на полях не вызревал — катастрофа для аграрного общества. Все это могло вызвать гибель половины населения Скандинавии, а позже легло в основу мифа о Фимбульвинтере и Рагнареке. Кстати, к тому же периоду относятся крупные золотые клады — возможно, жертвоприношения, хотя, скорее, просто попытки сохранить имущество в сложный период.