В 2025 году ввод торговой недвижимости в регионах России может сократиться вдвое, до 13 объектов (254,3 тыс. кв. м, на 28% меньше год к году). Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные NF Group.
Причинами являются удорожание кредитов из-за высокой ключевой ставки ЦБ и нестабильная внешнеполитическая обстановка, начавшаяся три года назад. Тенденция на сокращение строительства продолжается: среднегодовой ввод в 2017–2021 годах составлял 515 тыс. кв. м, а в последние три года — 173 тыс. кв. м. В 2024 году наблюдался скачок из-за строительства объектов районного формата, которые сейчас перенасытили рынок и имеют высокую вакантность (около 11% в Москве к началу 2025 года).
Новые региональные торговые центры (20–45 тыс. кв. м) сталкиваются с высокой вакантностью (20-50% на открытии, снижающейся до 7–9%), превышающей среднерыночные показатели. Причиной является стремление собственников к максимальным арендным ставкам (55–65 тыс. руб./кв. м/год), затягивающее переговоры, и конкуренция с существующими ТЦ. Основные арендаторы — fashion-бренды, общепит и развлечения.
Присутствие новых зарубежных марок в региональных ТЦ России ограничено 20–30%, остальное занимают федеральные и локальные сети. Ожидается экспансия азиатских ритейлеров. Возврат ушедших западных брендов важен для привлечения посетителей и дает собственникам ТЦ преимущество в переговорах с арендаторами.