На месте ушедших брендов в ТЦ россияне хотят видеть детские и спортивные центры, парикмахерские и творческие студии

Проведенное социологическое исследование показывает, что почти половина россиян готова посещать торговые центры чаще, если вместо ушедших иностранных брендов там появятся востребованные неторговые услуги. Об этом рассказал декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.

«Проведенный опрос показал, что россияне достаточно часто посещают торговые центры (ТЦ). Более половины респондентов (52%) ходят в них минимум раз в неделю, еще четверть (26% россиян) посещают торговые центры раз в месяц. При этом почти половина россиян — 47% — будут посещать торговые центры чаще, если на освободившихся после ухода западных брендов пространствах, появятся организации, которые они считают полезными», — рассказал Евгений Михайленко.

Эксперт отметил, что по мнению россиян, наиболее востребованными являются детские развлекательные центры (42%) и комнаты присмотра за детьми (28%).

«Также россияне считают, что на пустующих площадях стоит разместить объекты, связанные с предоставлением различных услуг населению: центры социальных услуг, МФЦ (31%), отделения банков (24%) и почты (14%), пункты выдачи заказов (22%)», — добавил Евгений Михайленко.

Помимо этого, значительное число респондентов считают полезным появление объектов, помогающих уходу за внешним видом: парикмахерских (25%), спа и массажных салонов (8%), косметологических услуг (6%).

«Вместе с тем, около четверти опрошенных считают, что на таких площадях должны предоставляться услуги по саморазвитию для различных возрастов: творческие студии (29%) и спортивные центры (24%)», — подчеркнул декан факультета.

Оценивая обеспеченность торговыми центрами, по словам Евгения Михайленко, 79% опрошенных ответили, что в России достаточно имеющихся комплексов. О недостаточном количестве таких объектов говорят только 20% опрошенных.

Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ в июне 2023 года провел общероссийский опрос (3200 респондентов), в ходе которого оценивалось отношение россиян к торговым центрам, частота их посещения и пожелания по заполнению нетоварными услугами площадей, пустующих после ухода иностранных брендов.

В свою очередь вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин отметил, что результаты социологического исследования подтверждают тот тренд, которому следуют российские торговые центры в последний год.

«В то же время, если говорить о неторговых функциях, то несмотря на то, что наиболее востребованы детские развлекательные форматы, социальные услуг и фитнес, эти операторы приносят доход значительно ниже, чем магазины. Поэтому маловероятно, что торговые площади, освободившиеся после ухода западных брендов отдадут под МФЦ или детскую комнату. Однако в торговых центрах есть и другие площади, находящиеся в менее «дорогих» локациях, на которых можно разместить необходимые сервисы», — подчеркнул Павел Люлин.

Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется