Москва обеспечила почти 50 % общероссийского сбора налога для богатых

В прошлом году в российский бюджет за счет повышенной ставки НДФЛ поступило на 7 % больше поступлений, при этом почти половина из них — из столицы, сообщает РБК со ссылкой на статистику ФНС.

В РФ с 2021 года действует прогрессивный налог 15 %. Им облагают не весь доход, а лишь сумму свыше 5 млн руб. в год, остальное рассчитывают по стандартной ставке 13 %. В прошлом году за счет него в бюджет поступило 159,5 млрд руб., в общих налоговых сборах (6,54 трлн руб.) объем дополнительных 2 процентных пунктов (п. п.) составил 2,4 %.

В тройке лидеров сбора повышенного НДФЛ традиционно Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Обе столицы лидируют и по доле сборов, приходящейся на 2 п. п. увеличенного налога: в Москве это 4,3 %, в Санкт-Петербурге — 3,2 %, третьим стал Краснодарский край (2,8 %). В этом году, согласно проекту федерального бюджета на 2024–2026 годы, ожидают рост поступлений по повышенной ставке НДФЛ до 176 млрд руб.

ФНС не публикует сведения о региональном распределении НДФЛ по ставке 15 %. Это сложно сделать, так как, например, пять налогоплательщиков с заработком 6 млн руб. в год выплатят тот же повышенный налог, что и один человек с годовой зарплатой 10 млн руб. Главный показатель — региональный вклад в общую сумму НДФЛ. Так, в 2023 году 49,5 % поступлений от повышенного НДФЛ (78,8 млрд руб.) пришлось на Москву, 9 % — на Санкт-Петербург, 7 % — на Московскую область, 3 % — на Краснодарский край, 2 % — на Татарстан и Свердловскую область.

По мнению экспертов РБК, данные Росстата о средних зарплатах слабо соотносятся с числом состоятельных лиц в регионах. Например, на Чукотке самые высокие зарплаты (в 2023 году — в среднем 158,5 тыс. руб.), но здесь только 1 % приходится на поступления от дополнительных 2 п. п. Данные ФНС отражают межрегиональную разницу объемов НДФЛ, но неравенство домохозяйств в стране выше, чем неравенство между средними доходами в регионах. Так, в 2022 году в стране среднедушевые доходы 20 % самых обеспеченных домохозяйств были в 8 раз выше, чем у 20 % наименее обеспеченных, в то же время среднедушевые доходы в 20 % богатых субъектах лишь в 2,5 раза превышали показатели 20 % бедных. Получается, доходное неравенство — вопрос федеральный, а не региональный или отраслевой, и меры его сдерживания тоже должны быть федеральными.

Обложка: © Фотобанк Moscow-Live / CC BY-NC-SA 2.0