1 марта в РФ ввели возможность самозапрета на кредиты через «Госуслуги». Эта функция оказалась востребованной: к 11 марта ею воспользовалось уже более 5 млн россиян. И мошенники также активизировались, сообщают «Известия».
Злоумышленники звонят от имени якобы сотрудников «Госуслуг», представителей БКИ или банковской службы поддержки, заявляют о неверной установке запрета и предлагают пройти по фишинговой ссылке. В итоге граждане дают преступникам доступ к своим личным кабинетам на «Госуслугах». Другой вариант — на телефон жертв загружается вирус, считывающий СМС с кодами для входа на «Госуслуги» или в интернет-банк.
Тем не менее если добровольный самозапрет уже есть, снять его сложнее: для этого нужно заявление, заверенное электронной подписью, которую в свою очередь оформляют через приложение «Госключ». Все это обеспечивает дополнительную защиту, плюс после снятия самозапрета сутки действует период охлаждения.
Однако опасность все равно остается. Получившие доступ к «Госуслугам» преступники не только взламывают личные кабинеты, но еще и создают новые с использованием паспортных данных не зарегистрированных на госпортале людей — через них можно взять кредит на сайтах банков и МФО, открывать электронные кошельки, получать чужие налоговые вычеты и доступ к электронной подписи. В дальнейшем все это используют и в других мошеннических схемах и социальной инженерии, отмечают эксперты «Известий».
В связи с этим в Минцифры напоминают, что сотрудники «Госуслуг» никогда не звонят пользователям и не спрашивают коды, единственно верный адрес госплатформы — gosuslugi.ru, а адрес — no-reply@gosuslugi.ru. Оставить жалобу на фишинговую ссылку можно на портале «Госуслуг».