Китайские и белорусские компании сменяют уходящий из России западный бизнес

Согласно ежегодному рейтингу 50 крупнейших иностранных компаний в РФ, который Forbes составил по итогам 2023 года, китайский бизнес продолжает занимать новые ниши на российском рынке. В рейтинг вошло уже 11 компаний из КНР, притом что в 2022-м была только одна — Huawei Technologies.

Общая выручка участников рейтинга Forbes за год выросла на 31 % (более 6,7 трлн рублей) — в основном за счет продаж китайских машин. Во главе списка впервые оказался автопроизводитель Chery (КНР). Он продал на российском рынке более 220 000 автомобилей и вчетверо увеличил выручку — до 590 млрд рублей. До этого в разные годы рейтинг возглавляли французские, немецкие и американские компании.

Кроме того, в топ-10 вошли два китайских производителя легковых машин: на пятом месте — Great Wall Motor (GWM), на десятом — Geely Automobile. В частности, в 2023-м выручка «Хавейл Мотор Рус» (GWM) выросла в четыре раза, до 323 млрд рублей. У российской «дочки» Geely Automobile «Джили-Моторс» доходы увеличились в 3,2 раза, до 200 млрд рублей.

Также, по данным Forbes, в России расширяется влияние белорусского бизнеса: если в 2022-м в топ-50 не было ни одной белорусской фирмы, то в 2023-м появилось две — «БелАЗ-Холдинг» (88,3 млрд руб., 28-е место) и группа Santa (83,9 млрд руб., 29-е место), а в 2024-м к ним присоединились Белорусский металлургический завод (94,3 млрд руб., 26-е место) и МАЗ (48,5 млрд руб., 48-е место).

В то же время за год из рейтинга выбыли французская сеть «Леруа Мерлен», нидерландский оператор VEON, казахстанский производитель драгметаллов Solidcore Resources, британо-австрийский холдинг Mondi, французский Danone и турецкая стройкомпания Rönesans Holding. Все они продали свой российский бизнес. Что касается американских компаний, их число в рейтинге снизилось с 2022 года с десяти до семи.

Обложка: © Mimi Thian / Unsplash