Из-за высокой ключевой ставки в РФ за год может закрыться до трети автосалонов

Треть мелких и средних российских автосалонов рискуют стать банкротами в условиях высокой ключевой ставки и большой закредитованности, сообщают «Известия».

В зону риска попадают малые и средние дилерские центры без серьезных партнеров и с ограниченным ассортиментом, у которых нет возможности закрывать убытки за счет востребованных брендов, но при этом есть обязательства перед банками. Подорожавшие вслед за подъемом ключевой ставки до 21 % кредиты — как для бизнеса, так и для физлиц — могут привести к потере доходности ретейлеров, к сокращению работников и банкротствам. И первое свидетельство тренда — ряд отказов дилеров от франшиз на китайские марки.

Как правило, банкротства невыгодны и автосалонам, и кредитующим их банкам, поэтому обе стороны будут искать компромиссы, например с помощью реструктуризации долга. Но если Центробанк продолжит придерживаться жесткой денежно-кредитной политики (ДКП), это может привести небольших участников рынка к дефолту.

В целом в РФ к концу октября 2024-го работало 4040 автодилеров. За три года их число увеличилось на 900, а доля продающих китайские бренды автосалонов выросла более чем втрое — с 21 до 65,1 %. Однако при неблагоприятном сценарии число ретейлеров за год может снизиться до 3000–3200 (это уровень 2021 года) — в первую очередь за счет сокращения торгующих «китайцами» компаний, подсчитали эксперты «Известий».

Потребителям тотального закрытия автосалонов бояться не стоит, особенно в крупных городах. Однако, что касается регионов, здесь может снизиться доступность новых машин: уход части дилеров в небольших городах уменьшит конкуренцию, что может привести к подъему цен и возможным проблемам с гарантийным обслуживанием и ремонтом.

Обложка: © PxHere