«Доживем до понедельника»: слово об учителе

АСПИР, «Год литературы» и «Российская газета» на ярмарке non\fictioN представили новый литературный конкурс

«Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться», — известное стихотворение Евгения Винокурова процитировал Михаил Визель — главред портала «Год литературы», ставшего, вместе с АСПИР и «Российской газетой», соорганизатором нового литературного конкурса «Доживем до понедельника».

— Это не просто фраза из известного фильма, это такая жизненная философия, — сказал Визель. — Что бы ни случилось, всегда будет меняться календарь, будут меняться поколения, ученики станут учителями и наберут себе новых учеников…

В Год педагога и наставника школьная тема была ожидаема. Но здесь не только школьная: «Доживем до понедельника» — конкурс рассказов об учителях в самом широком смысле слова —  обо всех, чьи уроки (или антиуроки) оказали когда-то решающее воздействие на личность и так или иначе определили жизнь и судьбу.

Для победителей запланирован целый пакет призов: дипломы, наборы книг и даже видеоурок литературного мастерства. Но  главной наградой сразу для шести лучших авторов станет поездка в Литературную резиденцию АСПИР при музее-усадьбе «Горки Ленинские» (место красивейшее и связанное не только с именем Ленина: последней владелицей поместья до 1917 года была вдова Саввы Морозова, а в перестройке архитектурно-паркового ансамбля участвовал легендарный Шехтель).

Для Ассоциации союзов писателей и издателей развитие программы резиденций — одно из центральных направлений работы. В прошлом году в резиденциях АСПИР в семи регионах РФ работали более 200 писателей — как известных, так и начинающих.

— Нам важно не только освободить писателей от рутины на эти 20 дней. Как правило, в наших резиденциях происходит обмен творческими энергиями, своего рода поколенческий контакт, — сказал писатель, председатель АСПИР Сергей Шаргунов.

Другие писатели отметили, что литературные резиденции — проект, которого давно ждали.

— Я прежде ездил в европейские резиденции  и никак не мог понять, почему такого нет в России, — сказал Евгений Бунимович — поэт и заслуженный учитель РФ).

Но главной темой разговора все-таки стали учителя.

— Мы учителям —  должны, а долги надо отдавать. Учителя недополучают, и не только финансово, но и в плане общественного внимания, — напомнил Сергей Шаргунов. — Поэтому мы с  удовольствием дадим путевку в жизнь тем рассказам, где педагоги и  наставники будут изображены во всей их силе и сложности. Для нас очень важно, чтобы связь времен была живой, естественной и теплой.

А Евгений Бунимович рассказал, как однажды с удивлением обнаружил, что его книга о знаменитой Второй школе, написанная как признание в любви и по большей части для друзей-сошкольников, вдруг оказалась сверхпопулярной — ее цитировали на форумах, переводили на другие языки..

— Это благодарная тема, — сказал он. — Она универсальна, в каждом живет, отзывается в каждом…

Жюри конкурса возглавят Павел Басинский и Алексей Варламов. Оба они не только известные писатели, но и литературные педагоги: Варламов — ректор Литинститута, Басинский — преподаватель.

— Конкурс и резиденция —  это, как теперь говорят, хорошая история, — сказал Павел Басинский. — Учитель может травмировать, а может сделать судьбу… Мне повезло с учителем литературы  — и моя судьба была предопределена.

И, конечно, выступавшие вспоминали своих учителей. Под конец встречи Ядвига Юферова, заместитель главного редактора «Российской газеты», вдохновенно призвала всех «просто сыграть в эту игру». Для тех, чье слово об учителе прозвучит особенно убедительно и ярко, запланирована еще одна награда: по итогам конкурса будет издан сборник рассказов.  Имена победителей узнаем осенью, в День учителя. Доживем до октября!

Подробнее об условиях конкурса на сайте

Обложка: © Pixabay / CC0