В законопроект, который разрабатывают в рамках «Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития «Почты России», включили разрешение продавать лекарственные препараты в почтовых отделениях без лицензии на фармацевтическую деятельность. Однако пока неизвестно, войдет ли этот пункт в финальную версию закона, сообщает РБК.
В первую очередь это мера поддержки убыточных почтовых отделений в труднодоступных и малонаселенных местах. С 2022 года из-за ухода многих брендов, сложностей с платежами и транспортных ограничений у «Почты России» сократился поток международных почтовых отправлений и упала выручка. Сейчас у организации менее 40 тыс. отделений, причем порядка 27 тыс. — в сельских и удаленных населенных пунктах. За девять месяцев 2024 года выручка «Почты России» выросла на 3 %, до 161 млрд руб. (+3 %), чистый убыток — в 3,6 раза, до 9,4 млрд руб., долг к концу сентября достиг 128,3 млрд руб.
Помимо продажи лекарств, в качестве мер поддержки «Почты России» власти предлагают:
- повысить плату за доставку и перевод пенсий и соцвыплат с 1,17 до 1,5 % от доставленной суммы,
- ввести нулевую ставку по НДС на международную перевозку почты и грузов,
- разрешить монополию на доставку писем, счетов, газет и рекламы в почтовые ящики, на отправку электронных счетов на «Госуслуги» (если собственники жилья с этим согласны) и на продажу марок,
- оптимизировать график работы почтовых отделений,
- обязать маркетплейсы давать покупателям возможность получения заказов через «Почту России» и дать ей возможность привлекать самозанятых и юрлиц для доставки товаров онлайн-площадок.
Некоторые эксперты сомневаются насчет эффективности нововведений. Например, Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) и «СоюзФарма» не согласны с продажей препаратов на почте из-за противоречия нормам лицензирования: «Почта России» не может войти в систему фармобращения на привилегированных условиях, она должна на общих основаниях получать лицензии для «аптечных» отделений.
Что касается монополии на доступ к почтовым ящикам, предполагается, что компании-доставщики будут платить «Почте» отчисления за использование ящиков. Однако это, во-первых, увеличит стоимость услуг, а во-вторых, заставит многих игроков уйти в тень или вовсе закрыться. Регуляторные требования к маркетплейсам (часть которых и так сотрудничает с «Почтой России») тоже вызывают вопросы: «обязаловка» может нарушить баланс интересов участников рынка платформенной торговли.