О внедрении искусственного интеллекта (ИИ) в московскую городскую транспортно-дорожную инфраструктуру рассказал в своем блоге Сергей Собянин.
«Искусственный интеллект уже давно является рабочей технологией практически в каждой отрасли городского хозяйства Москвы. Активно он внедряется и на транспорте, благодаря чему поездки по городу становятся комфортнее, быстрее и безопаснее», — пояснил мэр Москвы.
Например, на основе ИИ действует биометрическая оплата проезда в метро, на МЦК и МЦД. При подключении биометрии в приложении «Метро Москвы» ИИ создает цифровой код с высокой степенью защиты — биометрический ключ. Благодаря ему пройти через турникет можно, лишь посмотрев в камеру. К концу 2025 года к системе подключат все турникеты в метро и МЦК, в 2026-м — все станции МЦД, а далее и наземный транспорт.
Кроме того, еще в 2019 году ИИ внедрили на горячей линии московского транспорта (номер 3210) — только в этом году он принял свыше 240 тыс. звонков. Развивается и городской чат-бот Александра — с начала 2025-го нейросеть обработала 320 тыс. вопросов.
В Москве курсируют беспилотные трамваи. Первый перевез уже более 26 тыс. пассажиров, но пока что с наблюдателями из трамвайного управления. Сейчас дополнительно тестируют маршруты № 15, 23, 27, 30 и 31. К 2030-му ИИ оснастят две трети трамвайного парка Москвы, а к 2035-му — до 90 %. Первый беспилотный метропоезд начнут тестировать на БКЛ в декабре 2025-го — сначала в ночное время. Но уже к концу 2026 года беспилотный поезд метро запустят в часы пик.
Кроме того, Мосгортранс во всех 25 автобусных и электробусных парках ввел назначение водителей на маршруты с помощью нейросети: она подбирает смены и создает для всех равные условия.
Что касается контроля городского движения, с 2021 года на МКАД, Московском скоростном диаметре и прочих дорогах установили свыше 1,5 тыс. умных камер, ведущих мониторинг в режиме реального времени. Они распознают 13 типов инцидентов и в случае необходимости за несколько секунд передают информацию оператору ЦОДД. С камерами взаимодействует сеть из 160 табло экстренной информации на МКАД, предупреждающих водителей о ситуации на дороге.
На ИИ основана и работа фотовидеофиксации в столице: около 3,8 тыс. комплексов распознают 65 видов нарушений ПДД, помогают находить угнанные машины и противодействуют новые кражи — за 13 лет число угонов в городе снизилось на 96 %. Помимо этого, 350 камер следят за перемещением электросамокатов, нейросеть выявляет нарушения на СИМ. Внутри городского транспорта с 2020 года действует автоматическая система распознавания лиц «Cфера». Благодаря ей удалось найти порядка 19 тыс. преступников и 2,6 тыс. пропавших без вести.
А еще в Москве есть около тысячи умных перекрестков: на основе анализа данных датчиков и видеодетекторов нейросеть регулирует режим работы светофоров в соответствии с ситуацией на дороге. В ближайшие годы до 70 % пересечений оснастят ИИ.
«Внедрение искусственного интеллекта открывает новые перспективы для развития городского транспорта, который станет еще удобнее и безопаснее», — подытожил Сергей Собянин.