Выбираем летнюю резину: полная инструкция для автомобилиста

Календарная зима уже закончилась, совсем скоро станет тепло, растает снег и придёт время «переобувать» автомобиль. И настаёт момент купить новые покрышки взамен изношенных. Сейчас так много вариантов шин в продаже, что процесс выбора может вызвать затруднения, придётся учесть условия эксплуатации, стиль езды, бюджет. «Москва Меняется» расскажет, как быстро и легко выбрать летнюю резину и на какие нюансы стоит обращать внимание. Наши рекомендации будут полезны как начинающим автовладельцам, так и опытным водителям

Почему нельзя использовать зимнюю резину летом

Летом ездить на зимней резине нельзя. Если оставить зимние шины на лето, они быстро придут в негодность: они изнашиваются и деформируются, кроме того, из-за мягкости их значительно проще проколоть. Такая резина может стать причиной ДТП, автомобиль не получится быстро остановить, снижается устойчивость при вхождении в поворот, всё отражается на вождении.

Однако летняя резина необходима ещё и потому, что период использования зимних покрышек с шипами ограничен законом: водитель получает штраф в размере пяти месячных расчётных показателей. Однако если у вас зимняя резина без шипов, её можно использовать летом, не выходя за рамки закона.

Зимние колеса в тёплый период несут опасность как для автомобиля, так и для всех участников дорожного движения. Плохое торможение, сниженная отзывчивость авто на рулевое управление и большой риск аквапланирования — причины аварии.

Особенности летних шин

Летняя резина разработана для езды при температуре +7 °C. Даже на сухом асфальте можно передвигаться только при наличии специализированной резины, то же касается и покрытия после дождя. Техника вождения летом отличается от поведения на дорогах зимой, водители менее осторожны. Это значит, что резина должна обеспечить надежное сцепление, независимо от условий на дороге. Безопасность водителя во многом связана с показателем тормозного пути колёс.

Летние покрышки можно использовать в условиях высоких температур и высокого уровня влажности. Для их изготовления используют резину с особым составом, также у них особый рисунок протектора. Особенности компаунда и дизайна меняют акустический и механический комфорт и позволяют снизить расход топлива.

Особенности летних шин:

  • покрышки подходят для высоких температур, а изменение уровня влажности не влияет на стабильность езды;
  • резина значительно твёрже по сравнению с зимними шинами;
  • контакт с дорогой сохраняется в любых условиях благодаря составу резины и рисунку протектора;
  • снижен расход топлива, а во время езды уменьшается уровень шума.

Фото: © Robert Laursoo / Unsplash

Виды шин для лета

Производители выпускают два вида летних шин.

Широкопрофильные

Повышают мощность автомобиля, да и выглядят они очень стильно. Если вы хотели узнать, какие летние покрышки повышают курсовую устойчивость машины, моментально реагируют на команды руля, быстро разгоняются и сокращают тормозной путь, то это широкопрофильные модели. Они подходят для кроссоверов, внедорожников и других авто категории SUV.

Такие шины дороги. Особенности:

  • минимальное сопротивление аквапланированию;
  • увеличение топливного расхода;
  • повышенный уровень нагрузки на подвеску;
  • подходят для больших автомобилей, а вот для небольшого легкового транспорта и малолитражек они неактуальны.

Если вы любите езду на большой скорости, то этот вариант лучший, он создан для бездорожья, его можно использовать там, где нужна хорошая проходимость.

Узкопрофильные

Подходит для езды в черте города. Такие покрышки показывают стабильную работу благодаря быстрой реакции на рулевое управление. Они идеальны для совершения сложных маневров. У покрышек:

  • повышенные тягово-сцепные свойства;
  • стабильный размера пятна контакта.

Узкопрофильная резина подходит для следующего легкового транспорта:

  • седаны;
  • хетчбэки;
  • минивэны;
  • малогабаритные авто.

Негативные характеристики:

  • низкий уровень комфорта в случае езды по дорогам плохого качества;
  • высокий уровень шума в автомобиле, если набрать большую скорость;
  • система рулевого управления подвергается высокому уровню нагрузки, что обусловливает её ускоренный износ.

Какой протектор должен быть на летних автопокрышках

Поведение автомобиля на дороге обусловлено рисунком протектора: формой и локализацией блоков, шириной и глубиной прорезей, наличием допканавок и элементов. Бывают различные варианты рисунка на летней резине.

Фото: © Chinmay Jade / Unsplash

Симметричный

Рисунок на обеих сторонах покрышки одинаковый. Такие модели хорошо отталкивают воду. Их можно эксплуатировать в условиях влажной и сухой дороги, для совершения маневров, при этом автомобиль отлично держится на дороге и не возникает проблемы с управляемостью. Благодаря им сокращается расход топлива, да и цена у них сравнительно невысокая. Если вы не позиционируете себя как гонщика и отдаёте предпочтение спокойному стилю езды, то это ваш вариант.

У этого варианта есть и свои недостатки. Например, покрышки не такие эффективные по сравнению с шинами с ассиметричным рисунком, также вероятность аквапланирования в этом случае значительно выше. Такой рисунок протектора актуален для города.

Ассиметричный

Если рисунок протектора на обеих сторонах разный, то он называется ассиметричным. Это обеспечивает стабильное поведение на дороге, независимо от климатических условий. Ваш автомобиль совершено точно не выйдет за рамки заданной траектории, даже если вы едете очень быстро, маневры в потоке машин тоже не вызывают сложностей.

Недостаток — высокая цена, из-за чего их покупают владельцы автомобилей, категория которых выше экономкласса.

Направленный

Шины вращаются только в одном направлении, создают хорошее сцепление на любом покрытии, даже если дорога очень мокрая. Во время езды незаметен шум, а автомобиль ведёт себя на дороге стабильно. У таких шин практически нет недостатков.

Ненаправленный

Этот вариант самый экономичный. Разместить блоки можно симметрично или асимметрично. Преимущества такого вида протектора:

  • возможность эффективного отвода грязи и воды из зоны пятна контакта;
  • возможность повысить курсовую устойчивость авто;
  • возможность сделать управление автомобилем более комфортным.

Уровень отзывчивости на команды руля тоже растёт, и машины ведут себя предсказуемо в условиях сухой погоды.

Если вам нужно проехать по мокрой трассе, то ненаправленный рисунок протектора может стать причиной неуверенного поведения авто. Есть риск уйти в занос в случае прохождения поворотов и при экстренном торможении, вероятность аквапланирования тоже растёт.

Если не хотите переплачивать, тогда есть смысл выбрать альтернативный вариант — шины с ассиметричным направленным протектором. Они дешевле, но хорошо выполняют свои задачи.

Протектор с симметричным направленным рисунком подходит для асфальтированной дороги. Если вам предстоит ездить по трассам без покрытия, выбирайте покрышки с ненаправленным симметричным протектором.

Индекс нагрузки и скорости 

Во время выбора учитывайте:

  • индекс скорости — показывает максимальную скорость движения автомобиля в безопасном режиме для пассажиров и водителя;
  • индекс нагрузки — определяет максимальный уровень нагрузки, которой может быть подвержена покрышка. Цифра не должна быть выше веса всех пассажиров автомобиля, которые в нём находятся. Расчёт индекса выполняется для каждого колеса отдельно.

Индекс нагрузки — решающий фактор при выборе шин, если они будут эксплуатироваться на грузовых автомобилях.

Фото: © Frank Albrecht / Unsplash

Расчёт индекса нагрузки

На всех шинах есть маркировка, рассказывающая об основных параметрах, среди них и нагрузка. Этот показатель необходимо найти и умножить на число покрышек — обычно их четыре. Полученное при расчёте число нужно уменьшить на вес авто и вес водителя с пассажирами. Этот и будет показатель грузоподъёмности.

Назначение шин для лета

Зимние шины делятся на несколько типов, и это разделение очевидно. Летние тоже можно разделить на группы, однако различия не столь явные. Существенных отличий нет, но есть определённые особенности конструкции, по которым удаётся определить назначение покрышек.

Внедорожные

Подходят для кроссоверов и внедорожников, для езды в условиях бездорожья и повышают проходимость авто. Однако их не стоит использовать на асфальте. В этом случае истирание происходит быстрее, чем ожидалось, покрышки очень шумные, и из-за них растёт потребление топлива, так как показатель сопротивления качению должен быть увеличен. Но и это ещё не всё: они неспособны обеспечить хороший уровень сцепления с асфальтом со всеми вытекающими из этого недостатками — снижением качества управляемости и торможения.

Региональные

Этот вариант считается универсальным, он используется на коротких перегонах в пределах одного региона. Здесь часто дороги уступают в качестве, если сравнивать их с федеральными трассами. На резине много канавок, что позволяет улучшить отвод воды. В итоге повышается маневренность, уменьшается положительность пути торможения грузового транспорта.

Шоссейные

Подходят для твёрдого покрытия, например асфальта или бетона. Это самый распространённый вариант шин, с ними можно развивать высокую скоростью, при этом в салоне будет относительно тихо и комфортно. Они хорошо справляются с отведением влаги и пыли.

Спортивные

Подходят для езды в динамичном режиме, их выбирают любители высоких скоростей. Использовать их можно не только на спорткарах, но и на седанах в топовых версиях, и даже на мощных кроссоверах. У них проектор высокой жёсткости и низкий профиль боковины, что обеспечивает высокий уровень сцепления с сухим асфальтом, реакция авто значительно острее, а тормозной путь уменьшается. Но назвать их комфортными сложно, также они не подходят для мокрого или грязного покрытия. В условиях бездорожья они вообще бесполезны. А ещё они стоят значительно дороже, чем другие модели.

Фото: © Elwin de Witte / Unsplash

Как узнать уровень шума покрышки

От уровня шума зависит комфорт. Заранее уточните, насколько шумные у вас шины:

  • рассмотрите поперечные канавки. Важна их форма: широкие элементы — источник шума;
  • узнайте точный состав резиновой смеси. Шины не будут шуметь, если в составе есть силика и гелий;
  • если можно оценить характеристики шин на деле, то обязательно протестируйте их;
  • изучите маркировку. Все покрышки промаркированы, на маркировке указан в том числе и уровень шума.

Запрос касательно уровня шума зависит от ожиданий водителя, поэтому нужно опираться на собственное мнение.

Выбираем резину для легковой машины

Существует технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» 018/2011. Согласно ему, владелец автомобиля должен менять покрышки с учётом смены сезона, то есть дважды в год. Летняя резина подходит для тёплого времени года, она жёстче, использовать её зимой очень опасно: она деревенеет и скользит.

Как выбрать летние покрышки для внедорожника

Такие покрышки нельзя приравнять к универсальным, так что поиск нельзя назвать простым. Нужно ответить на ряд вопросов:

  1. Тянете ли вы трейлер? Необходимо учесть вес самого прицепа, а также груза. Придётся оценить размер имеющихся шин перед приобретением новых. Возможно, у вас есть оригинальные колёса и диски — если это так, вам повезло, ведь на них есть информация о размере шин. Также в качестве источника информации можно использовать инструкцию к автомобилю;
  2. В каких условиях вы эксплуатируете автомобиль? Часто внедорожники предназначаются для езды по грязи, поэтому нужны соответствующие шины. Изучите основные характеристики и бренд в целом, учтите вес автомобиля.

Фото: © Greg Rosenke / Unsplash

Грязевые колёса

Для преодоления сложных участков с грязью, песком и другими препятствиями наилучшим выбором будет грязевая резина, такая как MT или AT. Рассмотрим особенности их использования.

Шины с обозначением MT (модифицированная грязевая резина) имеют глубокий протектор и жёсткую конструкцию. Эти характеристики обеспечивают отличное сцепление с дорогой, стабильность и проходимость в бездорожье. Грязевая резина обладает высокой устойчивостью на сложных участках и способна справиться с большими нагрузками. Она также подходит для использования в городе в летнее время, но может создавать дополнительный шум при торможении.

С другой стороны, шины AT (вседорожная резина) являются более универсальными. Они эффективны как на грунтовых дорогах, так и на асфальте. Протектор этих шин немного плоский и менее грубый. Однако их устойчивость на сложных бездорожных участках будет немного ниже по сравнению с MT.

Выбор между MT и AT лучше основывать на личных предпочтениях и условиях эксплуатации. Если ваш автомобиль чаще используется на асфальтовых дорогах с возможностью иногда ездить по бездорожью, то лучше выбрать AT. Если же ваши поездки чаще включают сложные бездорожные участки, то MT может быть предпочтительнее.

Примеры грязевых покрышек:

  • BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM3. Широкие боковые стенки протектора и увеличенная площадь контакта обеспечивают отличную устойчивость и сцепление в условиях проколов и грязи;
  • Kumho Road Venture MT51. Для города и бездорожья. Возможность повышенного сцепления и прочности помогает избежать повреждений;
  • Maxxis MT-772 RAZR MT. Этот продукт тайваньской компании Maxxis предлагает агрессивный рисунок протектора, двойной слой стальных корд и глубокие канавки. Он обеспечивает отличную устойчивость и большую площадь контакта;
  • YOKOHAMA Geolandar MY G003. Их отличают японское качество, тихая работа, прочные боковые стенки и высокая износостойкость;
  • Cordiant Off-Road. Имеет прочную структуру, низкий износ и отличную управляемость, даже с учётом шумности.

Фото: © Tekton / Unsplash

Примеры выбора летних шин

Если вам сложно выбрать шины на лето, то предлагаем несколько примеров выбора летних шин.

Nokian Tyres Hakka Blue 3

Они подойдут для спортивных машин, которые известны своей мощностью, также их можно установить на электромобили и гибриды. В остальных случаях они оправдают ожидания владельцев, правда, из-за высокой цены такие шины могут позволить себе не все.

Преимущества — тишина и хорошее сцепление. Так как на покрышках много глубоких канавок и других элементов, автомобиль прекрасно едет и по мокрой дороге. В общем, резина неплохая, но склонна к образованию грыж из-за слабых боковин.

Pirelli Cinturato P1 Verde

Эти покрышки производит итальянско-китайская компания. Их используют даже в стандартной комплектации некоторых моделей, в том числе Lada Granta. Для покупки доступно несколько вариантов размеров:

  • диаметр — от 13 до 20 дюймов;
  • ширина — от 145 до 275 мм;
  • профиль — от 70 до 30 мм.

Покрышки хорошо показывают себя даже на крутых поворотах, а ещё в сложных дорожных условиях. Но недостатком можно считать мягкие боковины: они становятся причиной образования грыж или других повреждений. Резина не склонна к аквапланированию. Однако в случае езды по раскисшей грунтовке высок риск забуксовать.

Dunlop SP Touring R1

Это стандартный вариант, он устойчив к износу и подходит для езды на любом асфальте. Жёсткость протектора переменная — это делает возможным равномерное распределение нагрузки в случае совершения различных маневров.

К преимуществам этой резины относят низкий уровень шума и относительно небольшой путь торможения. А вот показатель курсовой устойчивости сравнительно невелик — резина не подходит для резких движений на дороге, например для совершения крутого поворота.

Обложка: © Jimmy Nilsson Masth / Unsplash