Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Согласно опросу ВЦИОМ, 63 % российских семей владеют одной или несколькими машинами. При этом за последние 15 лет наметилась явная тенденция к покупке иномарок: 72 % всех автомобилей в личном пользовании — зарубежного производства. 2022 год стал для российских автовладельцев выходом из зоны комфорта. Большинство популярных брендов решили покинуть РФ. Впрочем, для них это решение тоже нельзя назвать безболезненным: из-за разрыва с Россией зарубежные концерны потеряли около 4,5 млрд евро. Однако, забегая вперед, стоит отметить, что сейчас в России можно купить автомобиль практически любой марки. Благодаря параллельному импорту дилеры закупают машины ушедших брендов в третьих странах и ввозят их в РФ.
Европейские бренды
Значительная часть ведущих мировых автопроизводителей расположена в Европе. Они поставляли в Россию как премиальные, так и бюджетные автомобили.
Германия
Фото: © Pablo Martinez / Unsplash
В марте 2022 года компания BMW объявила о приостановке поставок в Россию, на стоп была поставлена и сборка моделей бренда в Калининграде. BMW продолжает вести гарантийное обслуживание клиентов. Автомобили ввозят в Россию по параллельному импорту. Правда, в январе этого года российские автовладельцы новых BMW столкнулись с досадной неприятностью: мультимедийная система перестала сопрягаться со смартфоном при определении геолокации. При ее отключении переставали работать и другие опции.
Фото: © Luigi Estuye, LUCREATIVE® / Unsplash
Такая же проблема возникла и у владельцев Audi. Обе немецкие компании заблокировали доступ к своему ПО российским дилерам. Теперь с обслуживанием и настройками автомобилей могут возникнуть трудности. Весной 2022 года Audi объявила о прекращении поставок в Россию, но их машины входят в список разрешенных к ввозу альтернативными путями. Обслуживание старых клиентов продолжается (теперь уже без доступа к ПО), однако оригинальные запчасти значительно подорожали.
Фото: © Victor Sutty / Unsplash
Кстати, первой отключила официальное ПО в России еще одна немецкая компания – Mercedes-Benz. С марта 2022-го ее деятельность была заморожена, а в конце ноября того же года Mercedes-Benz официально объявила об уходе с российского рынка. Активы были проданы локальному инвестору — компании «Автодом». Сделку закрыли весной 2023 года и возобновили гарантийное обслуживание даже тех автомобилей, которые ввезли в рамках параллельного импорта. На простаивающем заводе в Подмосковье в ближайшие месяцы начнут собирать, скорее всего, китайские автомобили премиум-сегмента.
Фото: © Julian Hochgesang / Unsplash
Неизвестно, когда перезапустят и завод Volkswagen в Калуге. Этот немецкий концерн также продал свои активы в мае 2023 года российской компании. Автомобили Volkswagen поступают в Россию через третьи страны.
Франция
Фото: © Mohamed Salah / Unsplash
Автоконцерн Renault заявил об уходе из России весной 2022 года. Столичный завод, где выпускали автомобили этого бренда, передали в государственную собственность. Сейчас предприятие переименовали в «Москвич», где собирают одноименные отечественные машины. Гарантийное обслуживание владельцев Renault передано «АвтоВАЗу». Новые модели можно купить только в рамках программы параллельного импорта.
Фото: © C Joyful / Unsplash
Некогда популярные в России марки Citroën и Peugeot входят во французскую компанию PSA наряду с немецким Opel. Они не объявляли об уходе, но также приостановили продажу своих авто и сборку машин на заводе в Калуге. Сейчас автомобили ввозят в Россию альтернативными путями.
Великобритания
Фото: © Zakaria Zayane / Unsplash
Топовые бренды Jaguar и Land Rover спешно покинули российский авторынок весной 2022 года. Автомобили, которые должны были поступить в продажу в нашей стране, развернули на таможне. Официально поставленные машины распродали еще летом 2023-го, сейчас все новые автомобили попадают к дилерам через параллельный импорт. Обслуживание продолжается, правда, цены на запчасти ощутимо выросли.
Южнокорейские бренды
Фото: © Mpho Mojapelo / Unsplash
Бренды Kia и Hyundai не делали громких заявлений. Впервые об уходе корейцев из России телеграм-каналы написали лишь в конце прошлого года. Однако в компаниях отказались комментировать эти сообщения. Тогда же дилеры подтвердили, что работа продолжается в обычном режиме. В декабре 2023-го российский завод Hyundai Motor в Санкт-Петербурге был продан компании «Арт-Финанс», ранее выкупившей активы Volkswagen. В январе 2024-го предприятие вышло после двухлетнего простоя. Стоит отметить, официальная причина остановки производства в марте 2022 года — трудности с поставками комплектующих. Hyundai намерена и дальше предоставлять послепродажное обслуживание и другие услуги своим клиентам в России.
Фото: © George Bakos / Unsplash
Такой же политики придерживается и Kia. Автомобили этого бренда собирали в Калининграде на заводе «Автотор». Предприятие предлагало корейцам продолжить сотрудничество, однако ответа не последовало, и на заводе начали выпускать китайские машины.
Японские бренды
Фото: © Crosby Hinze / Unsplash
Раньше совместное предприятие Mazda Sollers выпускало автомобили на заводе во Владивостоке. Из-за нехватки комплектующих завод простаивал с весны 2022-го. В декабре того же года состоялась сделка по продаже доли Mazda российской компании «Соллерс», при этом японский концерн сохранил за собой право обратного выкупа в течение трех лет. Автомобили этого бренда, ввезенные по параллельному импорту, можно найти в салонах российских дилеров, причем с гарантийным обслуживанием.
Фото: © John Cameron / Unsplash
Бывший завод еще одного японского бренда Nissan в Санкт-Петербурге теперь принадлежит государству. В 2023 году его приобрел «АвтоВАЗ», но, как предполагают эксперты, во избежание санкционных рисков было принято решение оформить его в собственность института НАМИ — подведомственной структуры Минпромторга. Между тем дилеры самостоятельно ввозят по параллельному импорту автомобили Nissan, что ощутимо сказывается на конечной цене для покупателя.
Фото: © Chandler Cruttenden / Unsplash
Автопроизводитель Toyota, который выпускает в том числе автомобили Lexus, объявил о приостановке производства в России лишь осенью 2022 года. Это было непростым решением, признали в компании. Завод в Санкт-Петербурге долгое время находился в стадии консервации; в начале 2024 года стало известно, что здесь начнут собирать российские автомобили класса люкс Aurus. Дилерское обслуживание российских клиентов Toyota не прекращала, автомобили, ввезенные обходными путями, можно купить.
Американские бренды
Фото: © Robin Mathlener / Unsplash
Американская автомобильная корпорация General Motors и принадлежащие ей бренды Chevrolet и Cadillac начали сворачивать свою деятельность в России еще во времена первой волны санкций в 2015 году. В марте 2022-го компания объявила о полном уходе из нашей страны, прекратив ввоз автомобилей, запчастей, а также дилерское обслуживание клиентов. Тогда же объявил о приостановке работы другой американский бренд —Ford. Но на то, чтобы уйти окончательно и продать активы, автопроизводителю потребовалось еще полгода. Впрочем, не все так однозначно: Ford сохранил за собой право обратного выкупа акций в течение пяти лет. Автомобили этих марок также доступны по параллельному импорту.
Что ждет авторынок России в 2024 году
Весной 2022 года, когда с заявлениями об уходе из РФ зарубежные автопроизводители выступали чуть ли не каждый день, россиян охватила паника. Спустя два года можно сделать вывод, что все оказалось не столь плачевно. На смену одним зарубежным брендам пришли другие.
Китай
Фото: © Jeremy / CC BY 2.0
В первую очередь речь идет о Китае. Эксперты прогнозируют, что в 2024 году общее число китайских автомобильных брендов, представленных в России, достигнет 41. К такому выводу пришли в компании «Газпромбанк Автолизинг». Подсчеты ведут и в агентстве «Автостат». По его данным, в нашей стране будет присутствовать 46 марок из КНР.
Фото: © Hatefggtsnmslms / GoodFon
Большинство новичков, которые зашли на наш авторынок в 2023-м, — это бренды, входящие в концерны, уже известные в РФ. Например, «дочки» Chery: Omoda, Jetour, Kaiyi, Jaecoo, Exeed. К суббренду Geely относится бюджетный Livan (не путать с Lifan), а новый Hongqi принадлежит компании FAW. Но есть и абсолютно новые марки, которые проявляют интерес к России. Так, бренд Rising входит в структуру крупнейшего китайского автопроизводителя SAIC, который у нас не представлен.
Фото: © Bindydad123 / CC BY-SA 4.0
В 2023 году автоконцерны из Китая продали в России свыше 550 тысяч авто, тем самым заняв половину рынка. В 2024 году восточные партнеры еще сильнее повысили планку: только три бренда — Changan, Chery и Haval — планируют реализовать в РФ около 600 тысяч машин.
Самая популярная китайская модель по итогам прошлого года — Haval Jolion. Также в топе Omoda C5, Geely Coolray и Chery Tiggo 7 Pro Maх.
Иран
Фото: © Tasnim News Agency / CC BY 4.0
Партнерство России с этой ближневосточной страной в последние годы только крепнет. Неудивительно, что иранцев заинтересовала возможность попасть на полуопустевший авторынок РФ. Сейчас в продаже уже есть седаны Tara и Dena концерна Iran Khodro. Правда, пока поставки идут по параллельному импорту. Еще один иранский автопроизводитель Saipa также планирует продавать в России свои авто: две модели седанов и хетчбэк.
Главное конкурентное преимущество автомобилей из Ирана — низкая цена. Машина из салона будет стоить до 2 млн рублей. При этом иранские авто довольно хорошего качества: автопром этой страны имеет долгую историю, из-за санкций производство было локализовано, поэтому все комплектующие собственного производства.
Опрос «ВТБ» и «Открытия Авто» показывает: 48 % россиян считают, что иранские автомобили смогут прижиться в нашей стране. Главная проблема иранских брендов — низкая узнаваемость. 68 % наших сограждан не знают, что в РФ можно купить автомобиль из Ирана.
Индия
Фото: © Manoj Kulkarni / Unsplash
Конкретики, когда индийские автомобили смогут попасть на российский авторынок, пока нет. Но эксперты предполагают, что концерн Tata Motors со своими бюджетными кроссоверами может закрепиться в России и занять свою долю рынка.
Уганда
Фото: © Allmuh / CC BY-SA 4.0
Предложения о сотрудничестве поступают и от африканских партнеров. В Уганде местная компания Kiira Motors Corporation выпускает электрокары и заинтересована в поставках в Россию. Но утверждать, что в ближайшем будущем по нашим дорогам будут ездить электромобили из Уганды, пока преждевременно.
Параллельный импорт
Официально в России сейчас представлены только китайские и отечественные марки. Но благодаря параллельному импорту можно купить и автомобили привычных иностранных брендов. Правда, их цена будет значительно выше досанкционной. Эксперты анонсируют появление следующих автоновинок в России в 2024 году:
- Toyota Camry XV80;
- обновленная Hyundai Creta;
- обновленный Volkswagen Tiguan;
- Kia K3.
Перед покупкой стоит учитывать возможные риски. Помимо баснословной цены, автовладелец может столкнуться с отсутствием гарантии на новую машину и даже необходимых для ремонта запчастей.
Россия
Фото: © М. Мишин / Пресс-служба мэра и правительства Москвы
Таких неприятных сюрпризов можно избежать, если присмотреться к отечественному автопрому. В 2024 году ожидается выход в свет следующих новинок российского производства:
- Lada Vesta с вариатором. Долгожданное обновление позволит «Весте» конкурировать с китайскими автомобилями и стать заменой ушедшим Kia Rio, Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. Механическая коробка передач, которой раньше были оснащены «Весты», совсем не популярна в городских условиях. Теперь же у любителей этой машины появится возможность ездить на «автомате».
- Lada Aura. Еще одна новинка «АвтоВАЗа» — седан бизнес-класса. Начать серийное производство планируют осенью 2024 года. Салон «Ауры» будет отделан натуральной кожей, в машине установят аудиосистему премиального уровня. Модель ориентирована в том числе на госзаказ, поэтому может стать востребованной у чиновников и заменит такие иномарки, как Ford Focus или Skoda Octavia.
- Обновленный «УАЗ-Патриот». Ульяновский автозавод в 2024 году представит россиянам обновленную версию популярного внедорожника. Изменится его экстерьер и силовой агрегат: автомобиль получит 130 «лошадей» и 6-ступенчатую «механику». К слову, в 2025 году планируется оснащение «Патриота» автоматической трансмиссией.
- «Москвич 5». Этот среднеразмерный кроссовер должен появиться в салонах дилеров уже в первом полугодии 2024-го. Конкретики пока нет, но, по неофициальной информации, это будет калька с китайского JAC JS5. Известно, что автомобиль оснащен турбомотором 1,5 литра и мощностью 149 и 184 л. с.
- «Москвич 8». Еще одна модель одноименного автозавода увидит свет ближе к концу 2024 года. Это будет кроссовер D-класса с двигателем 1,5 литра и мощностью 184 л. с. Скорее всего, прототипом послужил китайский JAC X8 Plus.
- «Волга». В России взялись за возрождение советских брендов, так что скоро на дорогах появятся и новые «Волги». Точных данных, какими будут эти авто, пока нет — есть только предположения, что при разработке модели планируют ориентироваться на Toyota Camry. Первая машина должна сойти с конвейера в середине 2024 года.
Кроме того, западные санкции оживили вторичный авторынок — за 2023 год он вырос на 17 %.
Обложка: © Андрей Стахновский / Unsplash