У каждого храма свой облик

Программа по возведению в Москве новых православных храмов реализуется с 2010 года. Многие из построенных церквей не уступают по красоте и изяществу дореволюционным святыням. Воссоздают, реставрируют и некогда любимые москвичами, имевшие большое духовное и историческое значение, и перестроенные или разрушенные в советскую эпоху храмовые комплексы.

Стремясь устранить нехватку православных церквей в Москве и пытаясь максимально упростить процесс их возведения, на момент старта программы, которая тогда называлась «Программа-200», проектировщики занялись разработкой стандартных модулей, предполагая изготавливать их на заводах ЖБИ. И в дальнейшем быстро — как когда-то панельные пятиэтажки — монтировать по всему городу несколько типов храмов. Однако от этой идеи по просьбе прихожан отказались в первый год реализации программы.

«Храм — объект социальный. Его строительство оживляет район. Поэтому народ высказался за максимальное разнообразие храмовых построек. Идею возводить церкви по типовым проектам и из типовых конструкций москвичи отвергли. В принципе, люди правы — строят ведь на века, по ним потомки будут судить об архитектуре нашего времени. Поэтому «программные» храмы возводят по индивидуальным проектам или по проектам повторного применения. Впрочем, и во втором случае у них одинаковый лишь конструктив, а внешне они все разные», — говорит куратор программы, советник мэра Москвы и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по вопросам строительства, депутат Госдумы Владимир Ресин.

Важен и другой момент. В первые годы по программе строили церкви на 200, 300, 500 и 1000 прихожан. Однако теперь минимальная вместимость храма — 500 человек. Такое решение в 2016 году принял Патриарх. Дело в том, что расходы на строительство храма на 500 и на 200 прихожан не столь сильно разнятся, поскольку в том и в другом случае приходится прокладывать инженерию и коммуникации, подготавливать стройплощадку. К тому же небольшой храм уже через несколько лет может быть переполнен.

«Более того, мы разработали и сформировали базу проектов нашей программы. Свыше 84% из них индивидуальные. Это хорошее подспорье, поскольку приход из любого региона нашей страны может бесплатно взять готовый проект, потратив пожертвованные на проектирование храма средства только на привязку объекта к местности», — поясняет куратор программы.

Не стоит забывать, что храмовое строительство имеет свои особенности и отличия — и архитектурные, и объемно-планировочные, и конструктивные. И каким бы внешне модернистским и необычным ни казался будущий православный храм, он будет проектироваться и строиться с учетом тысячелетних канонов Русской православной церкви.

Поэтому в 2016 году при ФХУ РПЦ была сформирована «Единая служба заказчика Московской Патриархии», которая централизованно взяла на себя функции техзаказчика и генподрядчика строительства храмов в Москве со стороны Церкви.

«За годы реализации программы нами с нуля создано целое направление строительной отрасли — храмостроительство. От организации в МАрхИ отдельной кафедры церковного зодчества до разработки нормативной базы храмостроения и утверждения ее на федеральном уровне», — отмечает Владимир Ресин.

Что же касается результатов программы за 13 лет, то с 2010 года возведены 124 храмовых комплекса. Строятся еще 46 объектов и 13 стройплощадок подготавливаются к началу работ.

Впрочем, и сами возможности программы за эти годы серьезно расширились. С организационной помощью префектур можно реализовать различные инициативы жителей: заложить рядом с храмом сквер, благоустроить прилегающую к нему территорию, где с удовольствием будут играть дети и отдыхать взрослые, оборудовать на протекающей рядом реке пристань, установить детскую площадку, памятник или скульптуру.

«Необходимо также отметить, что вместе с москвичами программа возрождает и восстанавливает религиозные памятники историко-культурного наследия страны», — отмечает Владимир Ресин.

Гвардейский храм

Фото: © Сергей Коровкин

Воссозданный храмовый комплекс Преображения Господня на Преображенской площади освятили в канун 9 мая 2015 года. Исторической справедливостью назвали его восстновление Патриарх Московский всея Руси Кирилл и мэр столицы Сергей Собянин.

Святыню, по инициативе Петра I, возвели в XVIII веке на территории села Преображенское, где были заложены основы регулярной российской армии. Два века храм оставался для москвичей поистине знаковым, являясь одновременно главным храмом Преображенского (гвардейского) полка. Он чудом уцелел в пожаре 1812 года, даже после революции оставался действующим и вошел в историю как последний взорванный храм в СССР. В 1964 году церковь разрушили под предлогом строительства станции метро.

Через сорок с лишним лет идею восстановления храма поддержали Патриарх Алексий II, московские власти и горожане.

Прежде чем приступить к восстановительным работам, провели серьезные археологические исследования. В ходе раскопок удалось найти подлинные фундаменты и детали разрушенной церкви, обнаружить захоронения и фрагменты амуниции солдат Преображенского полка.

В 2010 году в процессе подготовки к строительству было перенесено большое количество подземных коммуникаций. А дальше началась кропотливая работа строителей, реставраторов, архитекторов. Постоянно контролировал ход строительства и Владимир Ресин. В процессе исследования специалисты пришли к единому мнению: поднять нулевую отметку храма на 4,2 метра, а в стилобате организовать музей истории Преображенского полка. Удивлялись даже специалисты — возрожденный храм казался абсолютным двойником исторической постройки: стены выкрашены в такой же песочно-желтый цвет, стилобат и архитектурные детали выполнены из белого камня, кровля — зеленая. Лепные украшения — точные копии тех, что были в прежней церкви. Покрытый золотом великолепный многоярусный резной иконостас — калька иконостаса в Антиохийском подворье. Он заполнен иконами, написанными для него в Палехе.

Пол внутри храма выполнен из натурального камня. На стенах при входе в музейную часть установлены мраморные доски с именами участников сражений. В круглом зале красивые светильники в виде позолоченных подсвечников со свечами. На потолке — большой живописный плафон, воспевающий славу русского оружия. На нем изображены символы восьми крупнейших побед российской армии.

Символ чистоты

Изображение: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Белокаменный храм в Тушино, рассчитанный на 1000 прихожан, посвящен святому равноапостольному князю Владимиру. Расположенный рядом с набережной Москвы-реки, помимо церкви он объединил отделанную резьбой элегантную арочную звонницу, часовню и здание культурно-выставочного центра, напоминающее огромную древнерусскую крепостную башню. Однако изначально был утвержден другой проект — с храмом, напоминающим собор в Херсонесе, где в 988 году князь Владимир принял крещение, но от этой идеи вскоре отказались. Архитектурное бюро SPEECH создало современный комплекс, не похожий на другие (Патриаршее подворье в Тушино).

Белокаменный многоступенчатый храм поднялся на 58 метров — одноглавый, с луковичным куполом, словно устремленная к небу свеча, приподнятая над землей на стилобате. Материалы, применяемые в облицовке храма, — мрамор и стеклофибробетон — придают ему легкость и изысканность. Над центральным входом в арочной нише горельеф князя Владимира — это работа известного скульптора Александра Рукавишникова. Вдоль фасада протянулась галерея, декорированная большими мозаичными полотнами, сюжеты которых, по задумке архитекторов, охватывают более чем тысячелетнюю историю Русской православной церкви, начиная с исторического момента крещения славян в водах Днепра и строительства Десятинной церкви в Киеве. Здесь же образы святых Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, мозаики с изображением поруганных святынь и восстанавливаемых храмов и монастырей на стыке ХХ и XXI веков. Фасады храма в изобилии украшает резной орнамент.

«Очень хорошо получилось. Квартал современный, инновационный. И в нем возводится храм с мозаиками тысячелетней истории христианства и культурно-выставочным центром, где будут представлены современные экспозиции, направленные на духовное и историческое воспитание прежде всего подрастающего поколения. Вот она, преемственность поколений, истории и архитектуры», — отметил Владимир Ресин.

Приют Бахрушиных

Фото: © Официальный сайт Мэра Москвы / mos.ru

В прошлом году завершились реставрационные работы в храме Живоначальной Троицы в 1-м Рижском переулке. В ходе работ, которые проводились не только на пожертвования, но и за счет городского бюджета в рамках программы «Культура Москвы», были восстановлены фасады церкви, многочисленные наружные элементы и купола, лестницы и полы.

Некогда популярный среди московских прихожан храм Живоначальной Троицы был спланирован и построен как центральная часть архитектурного комплекса — бесплатного приюта братьев Бахрушиных, предназначенного для мальчиков-сирот.

Храм решено было возвести в русско-византийском стиле, популярном в конце XIX века. Церковь построили в 1903 году.

«К празднованию 10-летнего юбилея приюта она была расписана художниками на основе композиций Виктора Васнецова и Михаила Нестерова во Владимирском соборе в Киеве», — отмечают архитекторы.

После революции в зданиях сиротского приюта некоторое время размещался приют имени Коминтерна, в 1937–1938 годах он принял детей-сирот из Испании. Храм был закрыт, стены заштукатурены и замазаны краской. В 1960-х комплекс передали издательству иностранной литературы «Мир», а в церкви сделали перепланировку, снесли купола и колокольню.

В 1999 году храм возвратили Русской православной церкви. Примерно в это же время реставраторы института «Спецпроектреставрация» осуществили пробные раскрытия живописи в разных частях храма. В 2012–2014 годах были проведены архитектурно-археологические изыскания на территории храмового комплекса, выполнены историко-библиографические исследования, разработана проектная документация по ремонтно-реставрационным работам. Затем строители и реставраторы приступили к работе.

«Когда я впервые зашел на эту площадку, то ужаснулся — до какого состояния заброшенности и разрухи можно довести чудесное творение старых мастеров, — отметил Владимир Ресин. — Зато сегодня благодаря кропотливой работе архитекторов, историков, строителей мы видим, что храму вернули первоначальный облик».

Реставраторы полностью воссоздали историческое западное крыльцо с шатровым завершением, внешне напоминающее вход в сказочные палаты с рисунков художника Ивана Билибина. Отремонтировали южное и северное крыльца.

Специалисты расчистили кирпичные фасады от слоев краски и обработали поверхность специальными составами, защищающими от плесени и грибка. Осуществили вычинку кирпичей в наружных стенах, восстановили многочисленные элементы декора фасадов, воссозданные по старым чертежам и фотографиям. Установили на кровле точные копии выполненных из красного кирпича центрального и бокового барабанов, опирающихся на восстановленные ряды кокошников. На барабаны подняли золотые купола с крестами. Восстановили звонницу с ажурным краснокирпичным шатром.

В церкви вновь появился деревянный тамбур с остеклением. Лестницу облицевали белым камнем, отреставрировали ограждения и перила — их сделали такими, какими они были в момент открытия храма. На пол уложили натуральный камень. В перспективе — реставрация и восстановление корпусов приюта Бахрушиных.

Храм строителей

Фото: © Пресс-служба Владимира Ресина

Скоро на территории бывшей промзоны на северо-востоке столицы, на пересечении Берёзовой аллеи с Московским скоростным диаметром, откроет двери новый храм Успения Пресвятой Богородицы, который смогут посетить одновременно 1500 человек.

Он станет главным храмом строителей и войдет в пятерку самых крупных в Москве. Его возведением занимается компания «Мосинжпроект».

Храмовый комплекс построили в традициях древнерусской архитектуры второй половины XII века. В таком же стиле возведены Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Площадь здания составляет 2,2 тыс. кв. метров, высота – 60 метров. Храм двухэтажный, крестово-купольный, с пятью главами, галереей хоров, шестью внутренними колонными опорами и тремя апсидами, визуально увеличивающими его внутреннее пространство. Новый комплекс уже стал архитектурной доминантой сразу нескольких районов города. Его видно с эстакад Ярославского и Алтуфьевского шоссе и с Главной аллеи ВДНХ.

На первом этаже разместится нижняя церковь в честь святой блаженной Ксении Петербургской. На втором — в честь Успения Пресвятой Богородицы. Несмотря на то что храм выполнен в классическом стиле, при его создании применяли самые современные технологии, в частности, информационного моделирования. Это позволило в сжатые сроки увязать между собой архитектурные, конструктивные решения, а также проекты инженерных систем.

К строительству объекта приступили осенью 2021 года. Сегодня строительно-монтажные работы завершены, идет внутренняя отделка, а также предстоит большая работа по благоукрашению собора. Каркас здания выполнен из монолитного железобетона, который сверху закрыт кирпичом. Из кирпича выполнены и фасады, внутренние перегородки и многочисленные архитектурные элементы. На звоннице установлены колокола, а все купола храма подняты на барабаны, в том числе главный купол высотой 12 метров.

Ведутся кровельные работы, установка окон и дверей, прокладка инженерных сетей, монтаж металлоконструкций для устройства фальшсводов под последующую роспись. Выполняется оштукатуривание помещений, ведутся отделочные работы. Финальным шагом станет установка кованой ограды храма на кирпичном цоколе с двумя проездными воротами со стороны Берёзовой аллеи. Прихрамовую территорию также ждет масштабное благоустройство — здесь разобьют большой парк. Храм строителей планируют ввести в строй в 2024 году.

Автор: Виктор Дмитриев

Обложка: © Пресс-служба Владимира Ресина