ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЛЕГЕНДАРНОГО ЗАВОДА ИМ. ЛИХАЧЕВА

Завод им. Лихачева, легендарный АМО, потом завод им. Сталина, потом завод им. Лихачева, для более чем 70 тысяч рабочих этого предприятия всегда начинался с одной из проходных. Центральная проходная – та, перед которой установлен памятник легендарному директору Ивану Лихачеву, который руководил заводом с 1926 года по 1939 годы. А затем с 1940 по 1959 годы.

Лихачев принял довольно заурядный и плохо оснащенный завод, а через 10 лет это было уже современное советское предприятие, оборудованное по последнему слову техники. И работающее по самым передовым конвейерным технологиям: недаром директор ездил на автопредприятия в Германии и США и перенимал опыт у Форда. За годы директорства Лихачева ежегодно с конвейера завода сходило порядка 150 тыс большегрузных автомобилей. 

В 1941 году завод частями был эвакуирован в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. Там рабочие собирали машины различных модификаций для фронта. Все было направлено на ускорение и удешевление производства: кабины делали деревянными, с автомобиля исчезли правая фара, зеркало заднего вида, бампер, глушитель, а также клаксон и передние тормоза. Было также открыто несколько цехов по производству оружия. За годы эвакуации Лихачев наладил производство на таких стратегически значимых для СССР предприятиях, как Ульяновский автомобильный, Миасский автомоторный (УралАЗ), Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный заводы. 

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЛЕГЕНДАРНОГО ЗАВОДА ИМ. ЛИХАЧЕВА

«Трехтонка» ЗИС-5В на дорогах Великой Отечественной войны

 

Но, объективности и исторической справедливости ради, нужно вспомнить, что советское предприятие, которое всем известно как ЗИЛ, было основано еще до революции, 20 июля 1916 года. В этот день в Тюфелевой роще состоялась торжественная закладка завода Автомобильного московского общества, за возведение которого взялся «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и Ко».

Постройка завода АМО велась под руководством архитекторов Александра Кузнецова и Артура Лолейта. Фасады некоторых корпусов разработал архитектор Константин Мельников. 

Завод в Тюфелевой роще был почти достроен, укомплектован 500 станками американского производства и успел собрать тысячу с лишним грузовиков из итальянских деталей. Но когда импортные комплектующие иссякли, недострой превратили в крупные ремонтные мастерские. По лицензионному договору между Рябушинскими и фирмой FIAT, предприятие могло производить полуторатонные грузовики FIAT 15 Ter образца 1915 года.

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЛЕГЕНДАРНОГО ЗАВОДА ИМ. ЛИХАЧЕВА

FIAT 15 Ter

 

Сразу после революции завод был национализирован и занимался ремонтом грузовиков иностранных марок, налаживал производство моторов и даже поучаствовал в советской танковой программе, производя двигатели для танка «Русский Рено». Первый полуторатонный грузовик собственного производства АМО-Ф-15 был собран в ноябре 1924 года и вскоре пошёл в серию. Тогда он носил имя итальянского антифашиста Пьетро Ферреро, а в 1925 году был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. Так началась история Завода имени Сталина, производившего десятки моделей грузовых автомобилей, автобусов, представительских легковых автомобилей, вездеходов и бронетранспортёров. С 1956 года автомобильный завод носит имя Ивана Лихачёва, одного из первых директоров, который поднимал предприятие в первые годы советской власти и наладил выпуск оборонной продукции во время Великой Отечественной войны. Из небольшого завода вырос гигант, в 1931 году Лихачёв так сказал по поводу совершённой реконструкции: «Мы фактически пришили пальто к пуговице».

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЛЕГЕНДАРНОГО ЗАВОДА ИМ. ЛИХАЧЕВА

С 1971 года Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва (ЗИЛ) – головное предприятие крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР, в состав которого входило ещё 9 специализированных заводов, расположенных в Москве и других городах страны. Помимо машин выпускал и холодильники. С 1924 по 2009 завод произвёл 7 млн 870 тыс 089 грузовых автомобилей, 39 тыс 536 автобусов и 12 тыс 148 легковых автомобилей. Кроме этого, было изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников, 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс автомобилей. 

 

НАСТУПАЮЩЕЕ БУДУЩЕЕ

Весной 2013 года принят проект планировки производственной зоны «ЗИЛ». Территорию разделили на девять функциональных частей, в которых построят жилые микрорайоны, деловой центр, парки, спортивный кластер, производство автомобилей. В результате на месте заброшенной промзоны получится «город в городе» с доступной транспортной инфраструктурой, рабочими местами и социальными объектами.

По словам Андрея Молчанова, генерального директора девелоперской группы ЛСР, к концу 2025 года на территории бывшей промзоны ЗИЛ будет жить около 55 тысяч москвичей. Здесь появятся драматический театр, 18 детских садов и четыре школы, галереи современного искусства и Московское отделение Государственного Эрмитажа.

Рядом с территорией зоны – остановки метрополитена «Автозаводская», «Тульская», «Технопарк» и станция МЦК «ЗИЛ», которая была открыта 10 сентября 2016 года вместе с началом пассажирского движения электропоездов МЦК. Рядом со станцией – спортивный комплекс «Парк Легенд», Музей российского хоккея и гипермаркеты. 

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЛЕГЕНДАРНОГО ЗАВОДА ИМ. ЛИХАЧЕВА

Платформа «ЗИЛ»

 

Северный участок промзоны превратится в новый район Москвы, созданный по принципу «город в городе». Здесь появятся жилая, досуговая, деловая, образовательная и рекреационная зоны. Центр инсталляции – жилой комплекс арт-класса «ЗИЛАРТ».

На ЗИЛе появится и один из самых длинных бульваров в Москве: центральный пешеходный бульвар «ЗИЛАРТА» протянется более чем на 1,2 км. На нем разместятся большой фонтан и музейный центр «Эрмитаж-Москва», проект которого разработали американский архитектор Хани Рашид и российский Сергей Чобан. Вместе с 150-метровой жилой башней, проектируемой Хани Рашидом на соседнем участке, эти объекты станут новыми достопримечательностями Москвы. Но башня – скорее исключение из плана застройки ЗИЛа, планируется, что жилые дома «ЗИЛАРТА», находящиеся в тихой, удаленной от дорог части комплекса, будут насчитывать от 6 до 14 этажей.

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЛЕГЕНДАРНОГО ЗАВОДА ИМ. ЛИХАЧЕВА

А вот судьба той самой проходной пока не решена. По некоторым данным, она будет сохранена и станет входной группой в исторический парк-аттракцион, в котором можно будет не только посмотреть на историческое прошлое великого предприятия в фотографиях и фильмах, но и потрогать станки, на которых создавались автолегенды ЗИЛа, и даже прокатиться на некоторых из них. 

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЛЕГЕНДАРНОГО ЗАВОДА ИМ. ЛИХАЧЕВАПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЛЕГЕНДАРНОГО ЗАВОДА ИМ. ЛИХАЧЕВА