Полярность мнений

Образ «Новой Москвы» в сети 

Тимофей Толмачев,
пресс-секретарь Агентства социальных исследований «Столица» (ASIS) 

Современные реалии таковы, что любой глобальный проект, связанный с социальными, градостроительными или урбанистическими изменениями, вызывает активное обсуждение в сети Интернет, в частности, – в социальных сетях. Информационные технологии позволяют любому желающему выразить свою позицию. Виртуальное пространство формируется по законам жизни: в социальных группах появляются лидеры мнений, способные существенным образом влиять на настроения и ожидания других участников обсуждения. 

Нельзя исключать того факта, что сформировавшаяся негативная (или позитивная) позиция в сети при определенных условиях может быть перенесена из онлайн в оффлайн. Изучение трендов и тенденций в Интернете позволяет быть осведомленными обо всех позитивных и негативных сторонах проекта. 

Одним из методов, позволяющим добиться максимально эффективного изучения настроений в сети, является контент-анализ. Использование этого метода сопряжено как с количественным изучением сообщений в сети, так и с их качественным/тематическим анализом. 

Специалистами ASIS, совместно с Московским центром урбанистики «Город» был проведен контент-анализ сообщений в сети Интернет, посвященных тематике расширения Москвы. На этапе количественного подсчета сообщений были произведены выгрузки массивов сообщений из нескольких аналитических систем. Дальнейший качественный анализ учитывал специфику и тональность сообщений, позволяя добиться максимальной репрезентативности данных.  

Первое, что необходимо отметить, – высокую вовлеченность пользователей сети в тему «новой Москвы». Общее количество сообщений, в которых содержатся различные оценки реализации проекта присоединения территорий, превышает 70% от общего числа. Интерес к обсуждению данной темы в Интернете остается на высоком уровне на протяжении продолжительного отрезка времени, что говорит о ее актуальности. 

Утверждать, что пользователи сети однозначно оценивают проект «Новая Москва», невозможно. Многие из них приводят одни и те же факты в качестве аргументов для положительных и отрицательных оценок. Предсказуемо, что перспектива развития метро до районов «новой Москвы», как и планы властей о создании рекреационных зон на привычных местах отдыха, не вызывают в среде интернет-сообщества разногласий и приветствуется почти стопроцентно. 

А вот, например, строительство магистрали или развязки, с одной стороны, воспринимается положительно – это решает транспортную проблему в районе, где проживает пользователь сети. С другой, – отрицательно, если широкополосная трасса проходит вблизи зоны обитания человека и ухудшает экологическую обстановку этой среды. Высокие темпы строительства недвижимости, в особенности, жилья, вызывают положительную реакцию, а к вырубке лесов, которая неизбежна при реализации отдельных проектов, отношение крайне отрицательное. Другим слабым звеном застройки районов интернет-пользователи называют недостаток объектов социальной инфраструктуры, темпы строительства которых не успевают за развитием жилищного фонда. Подобные полярные оценки касаются и развития спортивной и торговой сфер: уже сданные объекты, по мнению жителей, значительно улучшили их жизнь, но все-таки для комфортного жизнеобеспечения объектов явно не хватает. Подавляющее большинство приветствует планы властей, которые заявляют, что «новая Москва» не превратится в очередной гигантский спальный район. 

Позитивно пользователями сети оцениваются такие приобретения, как московские пенсии, льготы, социальные пособия и т.д., то есть внедрение на присоединенных территориях московских стандартов жизни. Однако для интернет-сообщества не осталось незамеченным, что прирост социальных благ для новоиспеченных москвичей повлек за собой и рост стоимости большинства услуг и товаров, в том числе, предметов первой необходимости. 

Несмотря на трудности и негативные аспекты нынешней ситуации, ожидания интернет-сообщества носят позитивный характер. Жители новых территорий возлагают надежды на проводимую градостроительную политику и ожидают в ближайшие пять лет положительных изменений в большей части городской инфраструктуры. Пользователи убеждены, что в «новой Москве» удастся совместить три самых важных категории развития территорий: создание рабочих мест, строительство доступного жилья и обеспечение инфраструктуры.