18+, или Что происходит в музее мёртвых кукол?

Москва меняется постоянно. Даже коренные жители не успевают отследить, где какой дом снесли, в каком закоулке появился новый архитектурный шедевр или уникальная культурная достопримечательность. Так получилось и с «Музеем мертвых кукол», который, оказывается, уже два года работает на Малой Молчановке. Это единственный в мире музей подобного жанра, и что интересно — специально для него мастера с наслаждением создают из красивых кукол страшных и пугающих.

Создание такого шок-контента — особое искусство. И у него много ценителей. Как пришла идея открыть музей мёртвых кукол и откуда берутся жуткие экспонаты, корреспондент портала «Москва Меняется» выяснила у создателя Михаила Ветцеля. 

— Михаил, как возникла идея открытия музея?

— Шесть лет назад я подумал, что у меня дома нет ничего жуткого. Почему-то тогда я решил проверить, существуют ли где-нибудь в мире страшные куклы, потому что до этого я их видел только в кино. Когда первая куколка оказалась у меня в руках, я был впечатлен ее образом, даже несмотря на то, что она была достаточно простенькая: обычная девочка с печальным взглядом в залитом кровью платьице. Кроме всего прочего, она отлично смотрелась на полке.

В тот же день я заказал вторую куклу. Вторая была удачей — это была Лотти, одна из немногих кукол, которая живет у меня дома, а не в музее.

Где-то до пятнадцатой куклы я действовал по тому же принципу: пришла кукла — заказал новую. В какой-то момент стало очевидно, что им следует жить в отдельном помещении — в музее. Укрепило мое намерение то, что до сих пор аналогичного музея, посвященного жутким куклам, в мире больше нет.

Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол

— Почему именно мёртвые куклы?

 По двум причинам. Выбирая название между Музеем страшных кукол и Музеем мёртвых кукол, я отдал предпочтение последнему, чтобы отпугнуть неподготовленную часть посетителей, которая не интересуется жанром ужаса и ничего в нем не смыслит.

И вторая причина большинство кукол в нашей экспозицией когда-то были белокурыми красавицами в модных платьях. Но после того, как они попали в недружелюбные руки кукольников, чей творческий интерес был направлен в противоположную от общепринятой сторону, кожа бедняжек начала трескаться, а выражение лица искажаться — так они приняли тот вид, полюбоваться которым можно каждый день в моем музее.

— Чем объясняется такой интерес к ним?

 Я решил посвятить жизнь созданию контента в жанре хоррор и популяризации этого жанра в целом. Музей мёртвых кукол — мой первый крупный проект.

Сейчас на подходе другой более значительный, на мой взгляд, но какой, пока сказать не могу. Не уверен, что россияне его вообще увидят в обозримом будущем.

Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол

— Может быть, это связано с вашей профессией или с вашим хобби? Кто вы, кстати, по профессии?

Я — предприниматель, если речь идет о заработке. В широком смысле слова меня можно было бы назвать художником, хотя я не люблю это слово из-за его романтической окраски.

— Вы любите жанр ужасов больше в литературе или в кинематографе? Чем он привлекателен для вас?

Больше всего — в кино. Потихоньку продвигаясь вглубь истории развития жанра в кино, я дошел до 30-х годов. Примерно через два года уже не останется значимых фильмов ужасов, которые я не смотрел, и мне придется начать смотреть их по второму разу, уже с целью более глубокого анализа.

Что касается второй части вопроса… Жанр ужасов обладает большим числом достоинств. Буду краток: это самый бунтарский и самый физиологичный жанр, он изучает природу всех разновидностей физического и нравственного страдания, у подготовленного зрителя он вызывает яркий и выраженный катарсис.

Кроме того, темное искусство абсорбирует стресс и другие негативные переживания, позволяет авторам и его аудитории легче переживать тяжелый опыт, подготавливает человека к экстремальным вызовам этого мира.

Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол

— А много людей интересуются мертвыми куклами? Сколько посетителей приходит полюбоваться на вашу коллекцию?

— Посетителей приходит много. Если говорить о выходных днях, то я бы даже сказал, что слишком много. Музей создавался не для заработка, что, судя по всему, сумели прочувствовать многие наши гости.

— Самый приятный для вас отзыв от посетителей?

— Таких много, и их всегда пишут люди, хорошо разбирающиеся в жанре ужаса.

— Есть ли среди посетителей фанаты, постоянные клиенты музея?

— Да, есть посетители, которые к нам приходят по несколько раз.

Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол

— Сколько экспонатов в музее?

— Кукол около 380, остальное же — кукольный и околокукольный реквизит. Его я не считал.

— Как часто пополняется коллекция?

— Экспозиция исправно пополняется. Но в целом музей еще очень молод, и мне требуется еще года три, чтобы приблизить его к условному идеалу.

— Как и где вы находите экспонаты для музея?

— Я установил деловые связи со всеми кукольниками, профессионально занимающимися именно жуткими куклами.

— Как коллекционеры обычных кукол относятся к вам, к музею? Общаетесь ли вы между собой?

— Мы общались только раз — на Международном салоне авторских кукол в 2020 году. Это мероприятие проходило спустя месяц после открытия Музея мёртвых кукол. Тогда многим кукольникам казалось, что мой проект обречен на неудачу в силу своей мрачной специфики.

Честно говоря, на мой энтузиазм это никак не повлияло. Любой предприниматель знает, что успех его детища зависит от степени одержимости, с которой он готов вкалывать. Прозвучит самовлюбленно, но у перфекционистов редко случаются крупные провалы. Отношение же со стороны по-настоящему серьезных коллекционеров снобистское, но я не в обиде.

Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол

— Самый дорогой экспонат музея?

— Такого нет. Есть порядка десятка кукол, которые обошлись мне в 70-80 тысяч рублей.

— А самый ценный для вас?

— Любимых кукол около тридцати, примерно десять из которых для меня практически бесценны – Эмма, Мстислав, Ингрид, Артем, мистер Панч, Соня, Виктория, Офелия, Форест, Бриджит.

— Какой вопрос вам чаще всего задают в связи с вашим увлечением?

— Их три. Это вопрос о том, как у меня появилась идея открыть музей, посвященный жутким куклам. Еще — почему я решил посвятить всего себя тому, что обыкновенно является просто хобби. И глупый вопрос о том, сталкивался ли я с чем-то паранормальным или мистическим. На последнее — ответ нет, не сталкивался.

Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол

— Есть у меня ощущение, что многие не оценят идеи музея… как люди неподготовленные реагируют на такой контент?

— Конечно, наш музей подходит для посещения далеко не каждому. Людям, которые не знакомы с хоррор-культурой, у нас делать нечего. Иногда они забредают к нам, но их хватает на тридцать-шестьдесят секунд, после чего они побледневшие выходят из зала, получают назад деньги за билеты и с облегчением покидают наш мрачный кукольный приют.

А действительно ли они страшные? Знаете, страх, как и красота, в глазах смотрящего. Для меня и работниц музея наши куклы красивы.

Чем лучше разбираешься в искусстве, созданном с целью оттолкнуть или даже шокировать зрителя, тем больше тонкостей и нюансов в таком творчестве ты в состоянии заметить.

Жуткие куклы нравятся тем, кто чувствует и понимает, что «безобразное» — это всего лишь эстетическая категория, которая противоположна «прекрасному», а вместе они равноудалены от нормальности и обыденности реального мира.

— Кто охраняет ночью ваш музей? Они не рассказывают страшных историй?

— Мы делим двор с Верховным Судом Российской Федерации. Потенциальному злоумышленнику уготован суровый приговор, который будет немедленно приведен в исполнение самыми кровожадными из наших кукол… Шучу! На самом деле у нас даже охранника нет.

Фото: © Музей мертвых кукол

— В вашем музее нет не только охранников, нет и экскурсоводов, историю каждой куклы рассказывает аудиогид. Какие из них наиболее известны, скажем, широкому кругу любителей хоррора? 
— Некоторые истории я придумываю сам, а есть персонажи, известные всем по фильмам. Например, одержимая кукла, героиня серии фильмов «Аннабель» и «Заклятие». Попадая в новый дом, Аннабель не сразу раскрывает свою дьявольскую сущность… Или Билли — кукла-чревовещатель, персонаж фильма «Мертвая тишина». Билли и его хозяйка Мэри Шоу выступали в кукольном театре, когда один из маленьких зрителей вдруг заявил, что губы у Билли не шевелятся и это все обман. Он горько поплатился за свою реплику…
Вот Артём… Не каждая мать может смириться со смертью ребенка, так и Вероника сходила с ума от горя. Тогда-то ее муж, искусный кукольный мастер, и сотворил точную копию их погибшего сына… Форест погиб в глухом лесу, брошенный там собственной матерью, но был воскрешен силой места, где много веков назад друиды приносили богам человеческие жертвы…
Фото: © Музей мертвых кукол

— Не планируете развивать тему: может быть, открыть кафе мертвых кукол или отель?

— Кафе и отель — это бизнес ради денег. Мне это представляется очень скучным занятием. Но сразу после окончания текущего проекта я открою еще один Музей мертвых кукол, но уже за пределами России.

Автор: Наталия Журавлёва

Обложка: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол