Москва меняется постоянно. Даже коренные жители не успевают отследить, где какой дом снесли, в каком закоулке появился новый архитектурный шедевр или уникальная культурная достопримечательность. Так получилось и с «Музеем мертвых кукол», который, оказывается, уже два года работает на Малой Молчановке. Это единственный в мире музей подобного жанра, и что интересно — специально для него мастера с наслаждением создают из красивых кукол страшных и пугающих.
Создание такого шок-контента — особое искусство. И у него много ценителей. Как пришла идея открыть музей мёртвых кукол и откуда берутся жуткие экспонаты, корреспондент портала «Москва Меняется» выяснила у создателя Михаила Ветцеля.
— Михаил, как возникла идея открытия музея?
— Шесть лет назад я подумал, что у меня дома нет ничего жуткого. Почему-то тогда я решил проверить, существуют ли где-нибудь в мире страшные куклы, потому что до этого я их видел только в кино. Когда первая куколка оказалась у меня в руках, я был впечатлен ее образом, даже несмотря на то, что она была достаточно простенькая: обычная девочка с печальным взглядом в залитом кровью платьице. Кроме всего прочего, она отлично смотрелась на полке.
В тот же день я заказал вторую куклу. Вторая была удачей — это была Лотти, одна из немногих кукол, которая живет у меня дома, а не в музее.
Где-то до пятнадцатой куклы я действовал по тому же принципу: пришла кукла — заказал новую. В какой-то момент стало очевидно, что им следует жить в отдельном помещении — в музее. Укрепило мое намерение то, что до сих пор аналогичного музея, посвященного жутким куклам, в мире больше нет.
Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол
— Почему именно мёртвые куклы?
— По двум причинам. Выбирая название между Музеем страшных кукол и Музеем мёртвых кукол, я отдал предпочтение последнему, чтобы отпугнуть неподготовленную часть посетителей, которая не интересуется жанром ужаса и ничего в нем не смыслит.
И вторая причина — большинство кукол в нашей экспозицией когда-то были белокурыми красавицами в модных платьях. Но после того, как они попали в недружелюбные руки кукольников, чей творческий интерес был направлен в противоположную от общепринятой сторону, кожа бедняжек начала трескаться, а выражение лица искажаться — так они приняли тот вид, полюбоваться которым можно каждый день в моем музее.
— Чем объясняется такой интерес к ним?
— Я решил посвятить жизнь созданию контента в жанре хоррор и популяризации этого жанра в целом. Музей мёртвых кукол — мой первый крупный проект.
Сейчас на подходе другой — более значительный, на мой взгляд, но какой, пока сказать не могу. Не уверен, что россияне его вообще увидят в обозримом будущем.
Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол
— Может быть, это связано с вашей профессией или с вашим хобби? Кто вы, кстати, по профессии?
— Я — предприниматель, если речь идет о заработке. В широком смысле слова меня можно было бы назвать художником, хотя я не люблю это слово из-за его романтической окраски.
— Вы любите жанр ужасов больше в литературе или в кинематографе? Чем он привлекателен для вас?
— Больше всего — в кино. Потихоньку продвигаясь вглубь истории развития жанра в кино, я дошел до 30-х годов. Примерно через два года уже не останется значимых фильмов ужасов, которые я не смотрел, и мне придется начать смотреть их по второму разу, уже с целью более глубокого анализа.
Что касается второй части вопроса… Жанр ужасов обладает большим числом достоинств. Буду краток: это самый бунтарский и самый физиологичный жанр, он изучает природу всех разновидностей физического и нравственного страдания, у подготовленного зрителя он вызывает яркий и выраженный катарсис.
Кроме того, темное искусство абсорбирует стресс и другие негативные переживания, позволяет авторам и его аудитории легче переживать тяжелый опыт, подготавливает человека к экстремальным вызовам этого мира.
Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол
— А много людей интересуются мертвыми куклами? Сколько посетителей приходит полюбоваться на вашу коллекцию?
— Посетителей приходит много. Если говорить о выходных днях, то я бы даже сказал, что слишком много. Музей создавался не для заработка, что, судя по всему, сумели прочувствовать многие наши гости.
— Самый приятный для вас отзыв от посетителей?
— Таких много, и их всегда пишут люди, хорошо разбирающиеся в жанре ужаса.
— Есть ли среди посетителей фанаты, постоянные клиенты музея?
— Да, есть посетители, которые к нам приходят по несколько раз.
Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол
— Сколько экспонатов в музее?
— Кукол около 380, остальное же — кукольный и околокукольный реквизит. Его я не считал.
— Как часто пополняется коллекция?
— Экспозиция исправно пополняется. Но в целом музей еще очень молод, и мне требуется еще года три, чтобы приблизить его к условному идеалу.
— Как и где вы находите экспонаты для музея?
— Я установил деловые связи со всеми кукольниками, профессионально занимающимися именно жуткими куклами.
— Как коллекционеры обычных кукол относятся к вам, к музею? Общаетесь ли вы между собой?
— Мы общались только раз — на Международном салоне авторских кукол в 2020 году. Это мероприятие проходило спустя месяц после открытия Музея мёртвых кукол. Тогда многим кукольникам казалось, что мой проект обречен на неудачу в силу своей мрачной специфики.
Честно говоря, на мой энтузиазм это никак не повлияло. Любой предприниматель знает, что успех его детища зависит от степени одержимости, с которой он готов вкалывать. Прозвучит самовлюбленно, но у перфекционистов редко случаются крупные провалы. Отношение же со стороны по-настоящему серьезных коллекционеров снобистское, но я не в обиде.
Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол
— Самый дорогой экспонат музея?
— Такого нет. Есть порядка десятка кукол, которые обошлись мне в 70-80 тысяч рублей.
— А самый ценный для вас?
— Любимых кукол около тридцати, примерно десять из которых для меня практически бесценны – Эмма, Мстислав, Ингрид, Артем, мистер Панч, Соня, Виктория, Офелия, Форест, Бриджит.
— Какой вопрос вам чаще всего задают в связи с вашим увлечением?
— Их три. Это вопрос о том, как у меня появилась идея открыть музей, посвященный жутким куклам. Еще — почему я решил посвятить всего себя тому, что обыкновенно является просто хобби. И глупый вопрос о том, сталкивался ли я с чем-то паранормальным или мистическим. На последнее — ответ нет, не сталкивался.
Фото: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол
— Есть у меня ощущение, что многие не оценят идеи музея… как люди неподготовленные реагируют на такой контент?
— Конечно, наш музей подходит для посещения далеко не каждому. Людям, которые не знакомы с хоррор-культурой, у нас делать нечего. Иногда они забредают к нам, но их хватает на тридцать-шестьдесят секунд, после чего они побледневшие выходят из зала, получают назад деньги за билеты и с облегчением покидают наш мрачный кукольный приют.
А действительно ли они страшные? Знаете, страх, как и красота, в глазах смотрящего. Для меня и работниц музея наши куклы красивы.
Чем лучше разбираешься в искусстве, созданном с целью оттолкнуть или даже шокировать зрителя, тем больше тонкостей и нюансов в таком творчестве ты в состоянии заметить.
Жуткие куклы нравятся тем, кто чувствует и понимает, что «безобразное» — это всего лишь эстетическая категория, которая противоположна «прекрасному», а вместе они равноудалены от нормальности и обыденности реального мира.
— Кто охраняет ночью ваш музей? Они не рассказывают страшных историй?
— Мы делим двор с Верховным Судом Российской Федерации. Потенциальному злоумышленнику уготован суровый приговор, который будет немедленно приведен в исполнение самыми кровожадными из наших кукол… Шучу! На самом деле у нас даже охранника нет.
Фото: © Музей мертвых кукол
— Не планируете развивать тему: может быть, открыть кафе мертвых кукол или отель?
— Кафе и отель — это бизнес ради денег. Мне это представляется очень скучным занятием. Но сразу после окончания текущего проекта я открою еще один Музей мертвых кукол, но уже за пределами России.
Автор: Наталия Журавлёва
Обложка: © Даниил Привезенцев / Музей мертвых кукол