Некогда легендарная отечественная автомобильная марка «Москвич» может вернуться на рынок. Современное поколение автолюбителей воспримет эту информацию с иронией: мол, куда там «совку» до Европы? Но возрождение старой марки автомобиля – это классический рыночный прием, интересный и для продавцов машин, и для их производителей.
«Москвич» и москвичи». Картина художницы Юлии Задворной
Очень кратко о «Москвиче». Идея производить народный автомобиль присуща автопроизводителем всех стран и во все времена. В довоенном СССР автомобилей в частном владении было совсем не много. И дело не в политике: для массового потребителя требовался небольшой, надежный и недорогой автомобиль. До войны такой машиной представлялся «Форд-Префект» – у нас он получил название КИМ (Коммунистический Интернационал молодежи) – и для его производства в Москве был построен завод. Редкая, «открытая» модификация «КИМ 10-50» видна в кадрах лирической кинокомедии «Сердца четырех», вышедшей на экраны в 1941 году…
В автомобиле «КИМ 10-50» артисты Валентина Серова и Евгений Самойлов. Кадр из фильма «Сердца четырех», Мосфильм, 1941 год
Производственные планы скомкала война. Выпущенные «КИМы» отправились на фронт, как штабные машины. Там и сгинули… А в конце войны на заводские площадки завода им. КИМ было завезено оборудование немецкого концерна «Опель», попавшее к нам по закону о репарации. Из двух малолитражных опелей, «Кадета» и «Олимпии» сами немецкие конструкторы (те, что были доставлены в Москву в комплекте с «пленным» автозаводом) сделали очень удачную по тем временам машину «Москвич» с индексом 400 и 401 (4 двери, как у продвинутой «Олимпии» и привычный нашим шоферам «распашной» капот-крыло, как у простенького «Кадета»)
«Москвич-401» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото
©
Андрей Гореловский / Москва меняется
«Москвич-401» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото
©
Андрей Гореловский / Москва меняется
Завод получил название МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей), и первый «Москвичок» уже вскорости поступил в продажу. Стоил он около 900 рублей (при средней зарплате 45-55 рублей), выпускался в двух двух вариантах – «закрытый» и «открытый». На кабриолете разъезжает героиня Марины Ладыниной в знаменитом фильме «Кубанские казаки».
Почтовый «Москвич-401/422» с кузовом, выполненным наполовину из металла, а наполовину из дерева (остряки прозвали его «Буратино») из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
50-60-е годы ознаменовались выпуском очень удачных автомобилей «Москвич» с индексами 407 и 403. Они отличались хорошим дизайном, достаточным по тем временам комфортом и безопасностью, и, как следствие, прекрасно покупались в Европе.
«Москвич-407» и «403» открывают коллекцию «Москвичей» в музее «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Обводы «Москвичей-407» и «403» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Настоящей легендой завода стала модель «Москвич-412». Элегантный и очень крепкий советский автомобиль в 1968 году неожиданно для всех отлично выступил на престижном ралли «Лондон – Сидней», где заводская команда оказалась единственной в мире, дошедшей от старта до финиша в полном составе! В итоге, в 70-е, наша машина экспортировалась более чем в 75 стран мира – она серийно выпускалась и с «левым», и с «правым» рулем!
Юбилейный, двухмиллионный «Москвича-412» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Автор этой публикации был несказанно удивлен, когда лет так 10 назад получил от своего британского коллеги-журналиста Алана Диккинсона письмо с вопросом что за место такое «Uzhnyi Port», где можно купить любые детали к машине «Moskvich»? Дело в том, что дедушка моего коллеги до сих пор ездит по Шотландии на «Москвиче», купленном в конце 70-х! Машина передается в семье по наследству. Помню, сколько всего просто так – на халяву! – подарили британцу торговцы с «Южки», удивленные его историей и списком деталей, объемом в пол машины!
В фильме «Необыкновенные приключения итальянцев в России» наш «Москвич» под управлением Андрея Миронова форсирует под водой реку, и итальянцы голосят «Осторожно, не задавите рыбку!..» Но это, конечно же, киношутка.
«Праворульный» экспортный «Москвич-408» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Параллельно с машиной «для взрослых» выпускался и детский, «педальный» автомобильчик «Москвич». Он выдержал три смены модельного ряда! Производился он так же на конвейере, но только на своем, маленьком, под стать машинке.
Педальный «Москвичок» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Гоночный «Москвич-Г5» (ГМ5), на котором были поставлены всесоюзные рекорды скорости в 1969, 1972 и 1973 годах. С двигателем 1800 куб. см машина развивала скорость 240 км в час. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Крах завода АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола) и самой марки «Москвич» начался в конце 80-х и окончательно состоялся уже в 90-е годы. Одной из причин был развал системы социалистической интеграции стран СЭВ и развал самого СССР. К примеру, на московский конвейер со сбоем поставлялось электрооборудование из Болгарии, детали салонов для «люксового» варианта «Москвича-2140» из Югославии…
Машина же с индексом «2141», прототипом которой стала легендарная по тиражности европейская машина «Simca», она же «Renault-18», после упрощения конструкции (для снижения себестоимости производства) и «пересадки» на наши двигатели вообще не выдержала конкуренции с переднеприводными «ВАЗ 2108» и «2109». Надо признать, перемудрили тогда с 41-м «Москвичом»
Подкапотное пространство электромобиля на базе 41-го семейства «Москвич-2335-Е1» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Последний «Москвич-2141» сошел с конвейера АЗЛК в 2001 или даже 2002 году. Наши дороги не увидели ни перспективную советско-чешскую машину «Москвич-2139 «Арбат», ни мощный «Москвич 3-5-6», ни многие другие разработки московских конструкторов и дизайнеров. Наша армия так и не получила на вооружение «боевой пикап» с пулеметной турелью «Москвич-234421»…
«Боевая раскраска» армейского «Москвича-234421» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Салон экспериментального минивэна «Москвич» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Что происходит с «Москвичом» сегодня? Он жив! Рыночная цена подержанного «412», «2140», «2141» очень невысока – тысяч 20-25, что позволяет дать ему вторую жизнь. Молодежь смело тюнингует дедушкины машины, доводя их, порой, до неузнаваемости. Любых деталей на рынке полно: хочешь, «лифтуй» – делай вездеходного монстра, а хочешь, «присаживай» для соревнований по дрифту. Есть в Москве ретро-раллийная команда, выступающая исключительно на неубиваемых «Москвичах».
Раллийные «Москвичи» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Что будет с маркой «Москвич» завтра? Скорее всего, она будет иметь зарубежное начертание «Moskvich». Скорее всего, машину будут производить в Калуге и, скорее всего, на одной из «платформ» Фольксвагена. Поживем, увидим!
Текст © Андрей Гореловский / Москва меняется
Обложка © Международный промышленный портал — promvest.info/ru/