Строительство первого из них начато 29 декабря. Первый тоннель будет построен от станции «Косино» в сторону «Нижегородской улицы» (Кожуховская ветка метро) при помощи нового тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК).
По словам заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, с запуском нового ТПМК, в Москве произошло знаковое событие в метростроении. «Мы впервые в истории запускаем щит диаметром более 10 метров. Это совершенно новые технологии, которые раньше в Москве не применялись. За очень короткое время была проделана большая работа, щит собран за 27 дней. Его вес – 1600 тонн», – сказал он.
Поезда по такому тоннелю смогут двигаться одновременно в двух разных направлениях. Вестибюли двухпутных станций специалисты называют береговыми, так как платформы для посадки-высадки пассажиров находятся по бокам, а пути – в центре станции. От типовых однопутных станций они отличаются только увеличенным количеством эскалаторов, ведущих из кассового зала на две платформы.
Нужно сказать, что двухпутные станции метрополитена потребуют от пассажиров повышенного внимания к информационным стендам и знакам, расположенным в вестибюлях. Ведь еще в кассовом зале пассажир должен будет принять решение, на какую платформу ему выходить. Если решение было ошибочным, то придется вернуться в кассовый вестибюль и повторить свои действия.
Первое двухпутное метро было построено в Мадриде: за 12 лет – 156 станций и 199 км путей. Поэтому строительство двухпутных тоннелей метро называют «испанским методом». Метод прижился в мире. Двухпутными построены метрополитены в Берлине, Гамбурге, Токио, Сиднее, Филадельфии, Буэнос-Айресе, Торонто, Осаке, Гамбурге, Вене, Будапеште, Афинах, Мадриде, Риме, Неаполе, Копенгагене, Брюсселе, Осло, Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне. Основное преимущество прокладки двухпутных тоннелей заключается в экономии денег и времени.
ТПМК специально для Московского метрополитена собрали в Германии специалисты фирмы Herrenknecht AG. На его создание потребовался почти год. Длинна комплекса — 66 метров.
В Москву щит сначала доставили автотранспортом завода-изготовителя в речной порт в Германии. Из Германии, через Балтийское море ТПМК привезли в Санкт-Петербург, а затем автоколонной доставили в Москву.
ТПМК – это ротор, оборудованный двухдисковыми шарошками и резцами – инструментами, которыми машина вгрызается в породу. Грунт через специальные карманы попадает внутрь щита, поступает на конвейер и вывозится на поверхность. В первый месяц проходки оборудование щита потребует дополнительной настройки, поэтому скорость машины не превысит 50 метров в месяц. Но затем ТПМК выйдет на расчетную скорость 350 метров в месяц.
Сравнив принцип работы нового ТПМК с мясорубкой, глава столичного Стройкомплекса уточнил – двухпутный способ строительства метро позволяет сократить число рабочих со 130 для проходки одного тоннеля, до 200 для проходки двух. Также, потребуется меньше оборудования для обслуживания и эксплуатации самого большого щита, уменьшается и количество сопутствующей инфраструктуры – это и освещение, и вентиляция, и подвоз тюбингов.
МАРАТ ХУСНУЛЛИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И СТРОИТЕЛЬСТВУ: «Для Москвы это нетрадиционный способ, однако, он позволяет существенно сэкономить время строительства, ресурсы и деньги. Экономия бюджетных средств может достичь 80 млрд. рублей. Главное преимущество двухпутного тоннеля в том, что используется один десятиметровый щит-гигант, а не два шестиметровых».
Проходку первого тоннеля от станции «Косино» в сторону «Нижегородской улицы» (Кожуховская ветка метро) планируется закончить к концу 2017 года. Обслуживать щит будет бригада из 49 человек в каждую смену круглосуточно. Так же ТПМК будет задействован на строительстве Третьего пересадочного контура метро.
Напомним, в Москве традиционно строили однопутные тоннели метро, в которых поезд движется в одном направлении. Платформа при этом располагается посередине. Последний по времени однопутный тоннель между станциями «Говорово» и «Очаково» Калининско-Солнцевской был построен 26 декабря 2016 года при помощи классического ТПМК шестиметрового диаметра. Однако, Москва меняется и в современных условиях российская столица должна владеть различной техникой проходки тоннелей, чтобы в конкретной ситуации использовать более эффективный способ строительства.
МАРС ГАЗИЗУЛЛИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АО «МОСИНЖПРОЕКТ»: «В Москве до конца 2020 года планируется построить около 20 км двухпутных подземных коридоров. Такие участки кроме Кожуховской ветки появятся на Третьем пересадочном контуре — Втором кольце метро».
Кожуховскую ветку метро планируется открыть в 2018 году. Ее запуск позволит значительно улучшить транспортное обслуживание жителей нескольких районов (Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки и городского поселения Люберцы Московской области). Также, новая ветка метро снизит нагрузку на Таганско-Краснопресненскую линию.