«МОСКОВСКИЙ АВАНГАРД – ЭТО КРАСИВО И ИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

Ребята из Baklazanas регулярно выдают на-гора предметы, связанные с русским авангардом: карты конструктивистской Москвы, холщовые сумки с принтами башни Шухова, шелковый платок «Великая Утопия», посвящённый идеям отечественных авангардистов. Выпуск платка приурочен к юбилею Шуховской телебашни, строительство которой началось в 1920 году, а завершилось в 1922. По шёлковой ткани разбросаны самолёты, дирижабли, электрические лампочки – символы эпохи индустриализации. А из архитектурных объектов, помимо реально существующей гиперболоидной конструкции инженера Шухова, на платке – два проекта, оставшиеся лишь на бумаге: «Летающий город» Георгия Крутикова и Дворец Советов Бориса Иофана.

Мы связались с Ириной Горячевой и попросили ее рассказать за что она любит московский авангард и кому он сейчас нужен.

– Ирина, ваша студия совсем недавно выпустила очень крутые платки с башней Владимира Шухова. Почему именно Шухов? Почему русский авангард? 

– Русский авангард – самое значительное явление в искусстве, повлиявшее на всю современную мировую архитектуру, а конструктивизм – единственное абсолютно новаторское архитектурное наследие нашей страны. Из авангарда берут начало вся современная мировая архитектура и графический дизайн и даже во многом предметный дизайн. 

«МОСКОВСКИЙ АВАНГАРД – ЭТО КРАСИВО И ИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

Авангард для своего времени был неким «прорывом в новое», когда вся предметная среда вокруг человека внезапно стала своеобразной лабораторией, где формировались новые средства выразительности, новые методы, новые высказывания и новый язык, в том числе визуальный, активно развивались новые жанры. Нам интересно работать с этой темой и с этой эпохой, найденные в то время средства визуальной выразительности не теряют своей актуальности до сих пор.

– Конструктивизм смог бы стать центром объединяющей визуальной идеи развития Москвы? 

– На мой взгляд, не просто мог бы, а должен. Но сейчас речь идет не о развитии, а скорее о сохранении этот культурного слоя: много потеряно, выстоять удается только Шаболовке, благодаря усилиям базирующегося там Центра Авангарда и отдельным инициативам активных горожан. 

«МОСКОВСКИЙ АВАНГАРД – ЭТО КРАСИВО И ИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

 

ИРИНА ГОРЯЧЕВА:

«Застройка Шаболовки – уникальна. И по концентрации построек эпохи авангарда и их сохранности этот район конечно, превосходит все остальные районы Москвы. В этом смысле ее можно назвать настоящим заповедником авангарда. И очень хотелось бы надеяться, что в дальнейшем будет реализована идея Шаболовского культурного кластера и район будет сохранен как музей архитектуры и быта эпохи авангарда»

 

 

 

 

 

– Центром кластера, о котором вы говорите, будет Шуховская башня?

– Безусловно, Шуховская башня – своего рода стержень всего района, и если бы в свое время ее демонтировали, как планировали, и заменили копией из современных материалов где-то на ВВЦ, то, скорее всего, постепенно весь район с его ценнейшими постройками постигла бы судьба Таганской АТС.

«МОСКОВСКИЙ АВАНГАРД – ЭТО КРАСИВО И ИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

– История с платком с Шуховым не первая, раньше вы сделали карту конструктивистской Москвы, очень стильные холщовые сумки. Каковы причины, заставляющие вас придумывать такие проекты? 

– Каждый такой проект – признание в любви. Карта, например, объединяет всё, что мы любим в Москве и агитирует полюбить авангард. К тому же, карта, кроме того, что на необычная, выполняет утилитарную функцию карты, на которую нанесены, в пределах МКАД, все объекты, известные и не очень. Мы показали, что у одних объектов – Дом Мельникова, Моссельпром, Наркомфин, Шуховская башня, Мавзолей Ленина или ДК Зуева – есть шанс на реставрацию, а у других – пока нет. Но они не менее интересны и достойны сохранения. 

– То есть, ваши вещи – своеобразные Окна РОСТа?

– Мы создаём предмет поистине конструктивистский и агитационный, подразумевающий рациональную оправданность всех элементов, исповедующий принцип целесообразности, когда любая свободная поверхность несет на себе некую идеологическую нагрузку и агитирует за сохранение памятников авангарда. Мы же видим, что множество памятников конструктивизма либо уже снесены, либо находятся в полуразрушенном аварийном состоянии, не имея никакого охранного статуса, либо уничтожаются случайными пожарами, чтобы на их месте возникли очередные безликие торговые центры и жилые дома, либо под видом реконструкции перестраиваются до неузнаваемости и заменяются новоделом.

«МОСКОВСКИЙ АВАНГАРД – ЭТО КРАСИВО И ИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

– Не все москвичи разделяют вашу точку зрения на то, что авангард и его разновидности – это очень здорово. Почему? 

– Потому что русский авангард сложнее сталинской архитектуры, которую москвичи принимают позитивно, как нечто красивое, чем можно по-настоящему гордиться. Архитектура авангарда часто ассоциируется с чем-то унылым, скучным, часто люди характеризуют ее как «унылые, грязные, безликие коробки», которые надо снести.

– То есть, архитектура авангарда попросту недооценивается? А с чем это связано? 

– Во многом это связано просто с непониманием авангарда, с тем состоянием, в котором находятся некоторые памятники, которые не реставрируются годами, саморазрушаются и в целом выглядят совсем не привлекательно. То есть, мы хотели бы, чтобы москвичи поняли, что авангард — это красиво и им можно гордиться. Если такое осознание произойдет, то борьба за его сохранение будет намного легче и эффективнее.