Моя Москва Центр детского творчества запроектирован в деревне Сосенки Моя Москва В 2018 году пригородным транспортом воспользовались почти 600 млн пассажиров Куда пойти Музей Победы пригласил школьников на «Исторические субботы» Моя Москва Реставрация исторического вестибюля станции "Кропоткинская" завершится летом Моя Москва В 2019 году под заселение программы реновации передадут ещё 20 домов Моя Москва Флагманский центр "Мои документы" посетили более 125 тысяч человек Моя Москва Мосгаз проведет внеплановую проверку газового оборудования в жилых домах Моя Москва На Ферганской улице произошло проседание грунта на проезжей части Моя Москва Причиной подтопления тоннеля на станции "Окружная" мог стать гидроудар Моя Москва Сергей Собянин поблагодарил сотрудников метро, которые оперативно сработали во время ЧП Моя Москва Движение поездов на Филёвской линии метро введено в график Моя Москва Движение на северном участке Люблинско-Дмитровской линии восстановлено Моя Москва На Филёвской линии метро произошел сбой в движении поездов Моя Москва Между закрытыми станциями метро запустили компенсационные автобусы Моя Москва На “салатовой” ветке метро произошло подтопление новых станций
«МОСКОВСКИЙ АВАНГАРД – ЭТО КРАСИВО И ИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

«МОСКОВСКИЙ АВАНГАРД – ЭТО КРАСИВО И ИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

17 февраля 2017, 13:45

Дизайнер и креативный директор Baklazanas Design Studio Ирина Горячева о конструктивистских домах, необычных картах и холщовых сумках

Ребята из Baklazanas регулярно выдают на-гора предметы, связанные с русским авангардом: карты конструктивистской Москвы, холщовые сумки с принтами башни Шухова, шелковый платок «Великая Утопия», посвящённый идеям отечественных авангардистов. Выпуск платка приурочен к юбилею Шуховской телебашни, строительство которой началось в 1920 году, а завершилось в 1922. По шёлковой ткани разбросаны самолёты, дирижабли, электрические лампочки – символы эпохи индустриализации. А из архитектурных объектов, помимо реально существующей гиперболоидной конструкции инженера Шухова, на платке – два проекта, оставшиеся лишь на бумаге: «Летающий город» Георгия Крутикова и Дворец Советов Бориса Иофана.

Мы связались с Ириной Горячевой и попросили ее рассказать за что она любит московский авангард и кому он сейчас нужен.

– Ирина, ваша студия совсем недавно выпустила очень крутые платки с башней Владимира Шухова. Почему именно Шухов? Почему русский авангард? 

– Русский авангард – самое значительное явление в искусстве, повлиявшее на всю современную мировую архитектуру, а конструктивизм – единственное абсолютно новаторское архитектурное наследие нашей страны. Из авангарда берут начало вся современная мировая архитектура и графический дизайн и даже во многом предметный дизайн. 

«МОСКОВСКИЙ АВАНГАРД – ЭТО КРАСИВО И ИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

Авангард для своего времени был неким «прорывом в новое», когда вся предметная среда вокруг человека внезапно стала своеобразной лабораторией, где формировались новые средства выразительности, новые методы, новые высказывания и новый язык, в том числе визуальный, активно развивались новые жанры. Нам интересно работать с этой темой и с этой эпохой, найденные в то время средства визуальной выразительности не теряют своей актуальности до сих пор.

– Конструктивизм смог бы стать центром объединяющей визуальной идеи развития Москвы? 

– На мой взгляд, не просто мог бы, а должен. Но сейчас речь идет не о развитии, а скорее о сохранении этот культурного слоя: много потеряно, выстоять удается только Шаболовке, благодаря усилиям базирующегося там Центра Авангарда и отдельным инициативам активных горожан. 

«МОСКОВСКИЙ АВАНГАРД – ЭТО КРАСИВО И ИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

 

ИРИНА ГОРЯЧЕВА:

«Застройка Шаболовки – уникальна. И по концентрации построек эпохи авангарда и их сохранности этот район конечно, превосходит все остальные районы Москвы. В этом смысле ее можно назвать настоящим заповедником авангарда. И очень хотелось бы надеяться, что в дальнейшем будет реализована идея Шаболовского культурного кластера и район будет сохранен как музей архитектуры и быта эпохи авангарда»

 

 

 

 

 

– Центром кластера, о котором вы говорите, будет Шуховская башня?

– Безусловно, Шуховская башня – своего рода стержень всего района, и если бы в свое время ее демонтировали, как планировали, и заменили копией из современных материалов где-то на ВВЦ, то, скорее всего, постепенно весь район с его ценнейшими постройками постигла бы судьба Таганской АТС.

«МОСКОВСКИЙ АВАНГАРД – ЭТО КРАСИВО И ИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

– История с платком с Шуховым не первая, раньше вы сделали карту конструктивистской Москвы, очень стильные холщовые сумки. Каковы причины, заставляющие вас придумывать такие проекты? 

– Каждый такой проект – признание в любви. Карта, например, объединяет всё, что мы любим в Москве и агитирует полюбить авангард. К тому же, карта, кроме того, что на необычная, выполняет утилитарную функцию карты, на которую нанесены, в пределах МКАД, все объекты, известные и не очень. Мы показали, что у одних объектов – Дом Мельникова, Моссельпром, Наркомфин, Шуховская башня, Мавзолей Ленина или ДК Зуева – есть шанс на реставрацию, а у других – пока нет. Но они не менее интересны и достойны сохранения. 

– То есть, ваши вещи – своеобразные Окна РОСТа?

– Мы создаём предмет поистине конструктивистский и агитационный, подразумевающий рациональную оправданность всех элементов, исповедующий принцип целесообразности, когда любая свободная поверхность несет на себе некую идеологическую нагрузку и агитирует за сохранение памятников авангарда. Мы же видим, что множество памятников конструктивизма либо уже снесены, либо находятся в полуразрушенном аварийном состоянии, не имея никакого охранного статуса, либо уничтожаются случайными пожарами, чтобы на их месте возникли очередные безликие торговые центры и жилые дома, либо под видом реконструкции перестраиваются до неузнаваемости и заменяются новоделом.

«МОСКОВСКИЙ АВАНГАРД – ЭТО КРАСИВО И ИМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ»

– Не все москвичи разделяют вашу точку зрения на то, что авангард и его разновидности – это очень здорово. Почему? 

– Потому что русский авангард сложнее сталинской архитектуры, которую москвичи принимают позитивно, как нечто красивое, чем можно по-настоящему гордиться. Архитектура авангарда часто ассоциируется с чем-то унылым, скучным, часто люди характеризуют ее как «унылые, грязные, безликие коробки», которые надо снести.

– То есть, архитектура авангарда попросту недооценивается? А с чем это связано? 

– Во многом это связано просто с непониманием авангарда, с тем состоянием, в котором находятся некоторые памятники, которые не реставрируются годами, саморазрушаются и в целом выглядят совсем не привлекательно. То есть, мы хотели бы, чтобы москвичи поняли, что авангард — это красиво и им можно гордиться. Если такое осознание произойдет, то борьба за его сохранение будет намного легче и эффективнее.

 

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей