Главный инженер НИиПИ Генерального плана города Москвы Михаил Крестмейн вспоминает, что в Генплане Москвы 2010 года была специальная программа «Развитие Малого кольца», которая регламентировала не только развитие транспорта, но и города в целом, но с учетом того, что МЦК будет построено.
«Запуск этого кольца означает то, решены три приоритетные задачи, которые ставили перед собой разработчики Генплана, – рассказывает М. Крестмейн. – Во-первых, стало ясно, что необходимо отдать приоритет пассажирского транспорта перед грузовым. Во-вторых, стало очевидным, что нужно развивать все виды транспорта. В-третьих, общественный транспорт должен быть скоростным и рельсовым».
МИХАИЛ КРЕСТМЕЙН: «Беда Москвы в том, что вся ее транспортная система имеет много радиусов и мало колец. Нам нужны поперечные связи. В генеральном плане была предложена немного иная система ТПК, но раз правительство сделало приоритет на малом кольце, то они как бы подвинули и второе кольцо и два кольца образовавших восьмерку обеспечивают надежные поперечные связи именно для общественного рельсового транспорта Москвы. Так же очень важное решение, принятое департаментом транспорта – единый проездной билет.»
О ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ
«Мы всегда говорили, что для того, чтобы железная дорога работала вместе с метрополитеном, как единое целое, нужно чтобы пассажир не задумывался о том, на каком рельсовом транспорте он едет. Самый известный пример – Берлин, где есть S-BAHN и U-BAHN, пассажиру безразлично едет ли он под землей или сверху. Он едет по рельсам, быстро и не стоя ни в каких пробках. В начале 2000-х Москва имела порядка 300 км метро, которое перевозило до 2,5 млрд пассажиров в год, и железная дорога протяженностью 200 км перевозила миллион пассажиров. Неиспользованный потенциал существующего рельсового транспорта был очевиден».
ПРО МЦК И ТПК
«Запуск МЦК и одновременно строительство третьего пересадочного контура (ТПК) колоссально поднимает реальные возможности тех территорий, которые неактуальны. Мы понимаем, что на Ярославском, Савеловском, Казанском, Рижском вокзалах неудобно делать пересадки, что нужно приближать друг к другу железнодорожные станции и ТПУ и мы работаем в этом направлении с МосИнжПроектом. Такие платформы как Северянин, Окружная, Андроновка и Стрешнево можно передвинуть ближе к ТПУ. Это не такие большие деньги, если одновременно там будут развиваться территории».
МИХАИЛ КРЕСТМЕЙН. 69 лет. Главный инженер НИиПИ Генерального плана города Москвы. Родился 30 декабря 1948 года в Мурманске. В 1971 году окончил Московский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева. Работает в НИиПИ генплана Москвы с 1997 года. Кандидат технических наук, старший научный сотрудник. С 2009 года и по настоящее время – главный инженер Института. Отмечен правительственными, региональными и отраслевыми наградами.
О РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ
«Часть территорий, прилегающих к МЦК – рекреационные – крупные озелененные и природные территории, доступность которых улучшилась благодаря работе МЦК. Это – Лосиный остров, Измайловский парк, Воробьевы Горы, парк Покровское-Стрешнево, усадьба «Михалково».
Другая часть, прилегающая к западной части кольца, наиболее приближенной к центру города, со сложившейся общественной и жилой застройкой, не требует реорганизации.
Но, на большой части остальных территорий, преимущественно на севере, северо-востоке и востоке города, сохраняются неэффективно используемые производственные территории, занятые складскими и коммунальными функциями, с хаотичной застройкой, низкой плотностью, низким качеством капитальных объектов и благоустройства, не соответствующие высокому градостроительному потенциалу зоны и ее изменившейся роли в структуре города.
О РЕОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ
«Реорганизация территорий позволит изменить сложившийся ранее непривлекательный облик. Процесс реорганизации уже начался и производственные кластеры в зоне влияния МЦК активно развиваются, строятся новые комплексы, такие как «ЗИЛАРТ» и «Парк Легенд», непосредственно примыкающие к новой станции Центрального кольца «ЗИЛ». Примером развития территорий в северной части МЦК являются территории, прилегающие к ТПУ «Ботанический сад»: жилые комплексы с современной инфраструктурой и объектами обслуживания — ЖК «LIFE Ботанический сад», жилой район «Green Park», ЖК «Березовые аллеи», многофункциональный центр водного спорта «Динамо», деловой центр «Парк Хуамин».
ЗАДАЧА НА ЗАВТРА
«Основная задача – формирование оптимального функционирования взаимосвязанной системы «жилье – места приложения труда – обслуживание – отдых» за счет размещения объектов, связанных с людскими и транспортными потоками в различное время суток с трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными целями. Такое развитие этой позволит «оттянуть» и перераспределить транспортные и пассажирские потоки с различными целями и разгрузить центральное ядро города, что позитивно скажется на функционировании города в целом».