Механизм бюджетных кредитов стал мощным импульсом развития региональной инфраструктуры

Одним из ключевых условий высокого качества жизни граждан в городах является наличие и доступность инфраструктуры, однако на сегодня далеко не все регионы могут похвастаться современными школами, детскими садами и поликлиниками и даже надежной работой коммунальной системы. На фоне этого эффективным инструментом массового обновления и модернизации страны стало решение Правительства РФ о выделении бюджетных кредитов. Оператором этой программы выступает Фонд развития территорий, который сопровождает и проводит мониторинг проектов.

В 2021 году Правительством России была утверждена инициатива социально-экономического развития России «Инфраструктурное меню». Одним из ее инструментов являются инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК), которые за прошедшие несколько лет уже успели доказать свою эффективность в создании комфортной городской среды с современной инфраструктурой, а также развитии регионов. Фонд развития территорий (ФРТ) предоставляет займы на срок до 25 лет под 3%, с погашением основной суммы долга начиная с пятого года.

Необходимость дополнительных финансовых вливаний в развитие транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры, в особенности в условиях постоянного дефицита инвестиций, отмечают и независимые эксперты. В частности, президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева обратила внимание на нехватку средств в региональных и муниципальных бюджетах.

«Не всегда возможно обязать застройщиков создать инфраструктуру, поскольку цена на жилье может не покрывать необходимых затрат, у коммунальных организаций также ограничены возможности. В силу таких ограничений совершенно логично, что задача инфраструктурного обеспечения вышла на федеральный уровень и сегодня решается в том числе в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», — пояснила Н. Косарева.

Более того, по мнению руководителя аппарата ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья» Кирилла Холопика, нехватка средств у местных органов власти для строительства детских садов, школ, дорог и, тем более, инженерных сетей является на сегодняшний момент основным сдерживающим фактором для вовлечения в жилищное строительство больших территорий, где это жилищное строительство и должно развиваться.

«Сегодня жилищное строительство невозможно без возведения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. В соответствии с законодательством, строительство объектов инфраструктуры — задача местной власти, однако у них, как правило, отсутствуют необходимые средства. А инвестиционные фонды сетевых компаний также не позволяют строить инженерную инфраструктуру», — заметил К. Холопик, добавив при этом, что реализация инфраструктурных проектов на средства бюджетных кредитов в полной мере отвечает одному из основополагающих принципов современной градостроительной политики России — комплексности.

По его мнению, именно благодаря этой инициативе Правительства, удалось сформировать прозрачную систему распределения федеральных средств для оказания помощи наиболее востребованным направлениям строительства объектов инфраструктуры.

Согласно Федеральному проекту, за счет средств ИБК планируется строительство коммунальной инфраструктуры, дорог, детских садов, школ и поликлиник. Кроме того, с участием этих кредитов предусмотрено обновление общественного транспорта, создание туристической инфраструктуры и инфраструктуры особых экономических зон и технопарков, а также приобретение оборудования для медицинских учреждений. Среди прочих, наиболее масштабных проектов, которые реализуются с помощью ИБК, можно выделить строительство метро и создание системы метротрамваев в Красноярске, Нижнем Новгороде и Челябинске, сооружение канализационных очистных объектов в Краснодарском крае, а также строительство дорожного обхода Тольятти с мостом через Волгу и финального участка Ростовского транспортного кольца в Ростове-на-Дону.

Помимо этого, благодаря инфраструктурным бюджетным кредитам как универсальному инструменту, реализуются и проекты комплексной застройки. Так, за прошлый год схема ИБК позволила построить и ввести в эксплуатацию около 7 млн кв. м жилья.

«Этот механизм в значительной мере охватывает и жилищное строительство, помогая вовлекать для проживания новые территории, на которых формируется современная комфортная среда, строятся современные города», — подчеркнул К. Холопик.

Нельзя не отметить и тот факт, что инфраструктурные кредиты, как и любые другие инвестиции в развитие территорий, являются мощным рычагом дальнейшего экономического роста, они позволяют создать благоприятную среду для внешних частных вложений в регион и к тому же создают новые рабочие места. Например, в 2022 году, благодаря проектам ИБК, было создано почти 57,8 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, программа инфраструктурных бюджетных кредитов позволила привлечь в отрасль 802,1 млрд рублей из внебюджетных источников.

Стоит заметить, что эффективность бюджетных кредитов, действительно, подтверждается цифрами: только в прошлом году по этой программе между регионами был распределен 1 трлн рублей для реализации 944 проектов в 83 регионах России. Показательно, что спрос регионов более чем в два раза превысил предусмотренный лимит, что говорит о востребованности и необходимости программы.

Учитывая значимость и актуальность этого механизма, по решению Президента России Владимира Путина в 2023 году выделены дополнительные 190 млрд рублей в рамках программы ИБК, которые будут распределены в виде специальных казначейских кредитов (СКК). Значительная часть этой суммы пойдет на модернизацию коммунальной инфраструктуры, в том числе на перевод котельных на биотопливо. Помимо этого, деньги будут направлены также на развитие городов Дальнего Востока и обновление автобусного парка в муниципалитетах. Кроме того, впервые бюджетными кредитами на инфраструктурные проекты смогут воспользоваться новые регионы.

Важно подчеркнуть, что предоставление таких займов — довольно сложная юридическая и аналитическая работа, в ходе которой производится оценка их соответствия установленным требованиям, предусматривается поддержка для успешной реализации проектов, обеспеченных займами, и возврат предоставленных средств. Н. Косарева выразила уверенность в том, что ФРТ обладает всеми необходимыми компетенциями и успешно координирует эту работу.

«В целом реализация инфраструктурного меню, в том числе деятельность ФРТ, позволят существенно улучшить ситуацию с инфраструктурным обеспечением во многих городах России, повысить качество городской среды и предоставления коммунальных услуг», — добавила эксперт.

Обложка: © Школа девелопера / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы