Моя Москва В городском управлении ЗАГСа назвали популярные имена новорожденных этой осенью Моя Москва В столичных парках проведут новогодние экскурсии от Мосприроды Куда пойти На ВДНХ прошел фестиваль новогодних волшебников Моя Москва В первом квартале 2020 года в ТиНАО будут заселены 4 детских сада Моя Москва В одном из павильонов фестиваля «Путешествие в Рождество» открылся информационный центр для туристов Моя Москва Московский метрополитен набрал первую женскую группу для обучения на машиниста Моя Москва В Бабушкинском районе готов для заселения четвертый дом по реновации Новости «Макет Москвы» на ВДНХ посетило более 640 тыс. человек за два года Моя Москва На западе Москвы построят ледовый дворец Моя Москва БКЛ поможет связать между собой новые ветки метрополитена Моя Москва Режим работы нескольких автобусов и трамваев изменится с 14 декабря Моя Москва В столице запустили информационный проект «Новогодняя Москва» Моя Москва Между Москвой и японским городом Осакой будет запущено авиасообщение Новости Сергей Собянин открыл после реконструкции пешеходный переход от площади Революции на ул. Никольская Моя Москва На севере столицы открылся детский технопарк «Инжинириум»
Баттл в новостройке: ТСЖ VS. Управляющая компания

Баттл в новостройке: ТСЖ VS. Управляющая компания

6 марта 2017, 13:05

Как правильно и с выгодой решить вопрос управления многоквартирным домом

Вопрос управления многоквартирным домом для большинства собственников жилья стоит довольно остро, поскольку, как правило, мало кто доволен работой своих ТСЖ или Управляющей Компании. О том, как правильно организовать и контролировать в многоквартирном доме этот процесс, мы поговорили с Дмитрием Мацкевичем, генеральным директором управляющей компании «Техстрой» девелоперской группы «Сити-XXI век».

– В чем отличие ТСЖ и УК при обслуживании домов?

– Дмитрий Мацкевич: Согласно части 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники жилья в многоквартирном доме обязаны выбрать способ управления домом. Таких способов насчитывается три: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией или компанией (УК). В настоящее время основной вопрос, как правило, возникает вокруг того, доверять ли управление домом профессиональной управляющей организации или все-таки создавать ТСЖ, контролирующее финансово-хозяйственную деятельность в доме?  Свои плюсы и минусы есть у каждого способа управления домом.  Так, ТСЖ часто выбирают самостоятельные и независимые собственники жилья, которые готовы и имеют возможность и время вникать во все тонкости управления многоквартирным домом. При грамотном подходе ТСЖ позволяет им в буквальном смысле взять дом в свои руки. Однако и ответственность при этом велика. Главная сложность для ТСЖ – наладить системную работу, ведь ресурсов у жителей одного-двух домов гораздо меньше, чем у крупной или средней управляющей компании.

– Какие ресурсы, которые есть у управляющей компании, не может позволить себе ТСЖ?

– Д.М.: Главное преимущество управляющей компании заключается в том, что ее штат всегда укомплектован и есть хорошая материально-техническая база, налажены отношения с подрядчиками и субподрядчиками, сотрудники готовы в любой момент откликнуться на любую нештатную ситуацию в доме или в квартире. Кроме того, у управляющей компании есть собственная бухгалтерия, в штате УК работают профессиональные юристы, которые быстро реагируют на изменения в законодательстве и могут отстаивать интересы жильцов в суде, опираясь на свой опыт и практику. ТСЖ в большинстве случаев не может позволить себе такую роскошь, как узкие профильные специалисты. Еще одна сложность с ТСЖ заключается в том, что собственникам бывает сложно договориться между собой по поводу управления домом: начинается борьба за власть, конфликты, финансовые противоречия и пр. С управляющей компанией в этом плане проще, так как она, по сути, профессиональный наемный менеджмент, которым легче управлять и с которым порой проще договориться, чем с другими собственниками жилья.

КОМУ ДОВЕРИТЬ НОВОСТРОЙКУ: ТСЖ ИЛИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ?

– В чем отличие ТСЖ и УК при обслуживании домов?

– Д.М.: Квартплата, как правило, в ТСЖ выше, так как приходится платить за дополнительные услуги. К тому же важно понимать два основополагающих момента: в управляющей компании борьба с должниками более эффективна, чем в ТСЖ, при этом, ТСЖ, как правило, «живет» до первого отопительного сезона. Дело в том, что при наличии долговой задолженности в отопительный период ТСЖ не в состоянии в полном объеме оплачивать счета ресурсоснабжающих компаний, поэтому образуются долги, которые накапливаются из года в год. УК же способна лучше бороться с должниками, во-первых, а во-вторых, финансировать долги перед ресурсоснабжающими организациям за счет других своих проектов. Для развитых и современных управляющих компаний являются нормой электронные личные кабинеты собственников, возможность вводить через них показания счетчиков, видеть квитанции и сразу же оплачивать их, получать новостные рассылки и оперативную обратную связь от представителей компании, другими словами – полная прозрачность услуг.

– Если смотреть на ситуацию в целом, мало кто доволен работой ТСЖ или УК в своем доме. В чем заключаются самые распространенные претензии собственников к их работе в столичных домах?

– Д.М.: Список наиболее распространенных претензий собственников – цена и качество предоставляемых услуг, вода и ее температура, уровень отопления, периодичность и качество выполнения работ по санитарии, то есть качество уборки территории. Собственники могут быть недовольны тарифами, содержанием общего имущества. Это стандартный набор, который касается как ТСЖ, так и управляющих компаний.

– Могут ли жители влиять на стоимость коммунальных услуг и услуг УК при разработке тарифов?

– Д.М.: Жители могут влиять только на стоимость жилищных услуг и услуг УК, стоимость коммунальных услуг устанавливается законодательно (региональной энергетической комиссией по тарифам субъекта РФ). Тарифы на жилищные услуги и услуги УК согласовываются на год и автоматически продлеваются, если жители или орган местного самоуправления (Совет дома) не изъявляют желание его изменить. У жителей всегда есть возможность изменить тариф путём общего собрания, проводить внеочередные собрания можно в течение года сколько угодно раз.

– Как жители могут контролировать УК? Возможно ли реально влиять на качество услуг?

– Д.М.: Для этого существуют Советы домов, инициативные группы. Есть практика подписания отдельных видов работ совместно с ними. А такие документы, как подготовка к ОЗП, весенние осмотры и подготовка домов к отопительному сезону обязательны для подписания Советом дома. УК показывают все проведённые мероприятия, а представители советов подтверждают это записью в акте. Контроль управляющей компании не просто возможен, он необходим. Именно жители должны, в первую очередь, определять необходимые им перечень, периодичность и качество оказываемых УК услуг посредством решений, принятых большинством голосов на общих собраниях собственников. Никакой контроль со стороны проверяющих служб (местная администрация, жилищная инспекция и др.) не заменит контроль со стороны клиента.

– Если кто-то из жильцов не доволен тарифами или работой УК, как ему лучше поступить в таком случае? Может ли он отделиться?

– Д.М.: Как и при любой форме управления, все решает большинство, а не один собственник. Так указывает нам Жилищный кодекс. В любом случае, у собственника всегда есть возможность узнать мнение большинства по волнующему его вопросу – созвать общее собрание и вынести данный вопрос на голосование.

Текст: Евгения Калачихина

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей