Прогуливая по музею-заповеднику в парке “Царицыно” меня поразила дикая надпись во дворце над скульптурой императрицы «Екатѣрiна Вѣлiкая». Дворец был построен заново во времена мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова.
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
“С 1987 по 1995 год идут работы по восстановлению старинных зданий: российские и польские мастера восстанавливают почти все — остаются нереставрированными лишь Большой дворец и Хлебный дом. Парк и павильоны также нуждаются в благоустройстве. Эти работы ведутся с 2005 по 2007 годы. Проект реконструкции разрабатывают все те же мастерские «Моспроекта-2». 2 сентября 2007 года официально открывается реконструированный дворцовый комплекс «Царицыно». С этого момента памятник получает новую жизнь”, — говорится на сайте государственного музея-заповедника.
Её создателям очень хотелось показать древние времена императрицы Екатерины II и поэтому они насовали в эти два слова старинных букв. Но, к несчастью для них, эти два слова и в XVIII веке писались так же, как и сейчас, без «ятей» и «десятеричного и». Внизу убедительное этому доказательство — указ императрицы с собственноручной подписью и заглавный лист книги с титулом Петра Первого.
В целом же эта надпись является точным указанием на лужковское «Царицыно», как один огромный и совершенно невозможный с точки зрения здравого смысла ляп.
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
Заключается он в том, что в 2007 году в Царицыно была построена новая императорская резиденция XVIII века, которой там не было и, вдобавок, сделана музеем. Во дворце есть, например, Тронный зал, посвященный императрице Екатерине Великой, которая при жизни категорически отказалась жить в Царицыно и ни на каких тронах там не сидела. Парадный вход во дворец выстроен как подъезд доходного дома XIX века с открытым лестничным колодцем. Главный зал на третьем этаже дворца сделан со стеклянным потолком и дубовыми переплетами, то есть как оранжерея, вокзал или ресторан XIX века. Только в указанных сооружениях были чугунные переплеты, а здесь деревянные, то есть в стиле английских особняков эпохи Вальтера Скотта.
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
Этот обзор можно продолжать ещё долго, а в целом следует ещё раз сказать, что уникальный памятник архитектуры и истории «Царицыно» через 200 лет после создания был уничтожен, а вместо него мы наблюдаем дешевую и эклектичную лужковскую фальшивку, которой вполне соответствует безграмотная вывеска «Екатѣрiна Вѣлiкая», надпись, за которую любой гимназист позапрошлого столетия тут же получил бы «лебедя» и остался на три часа без обеда.
МОСКОВСКИЕ НОВОДЕЛЫ
Из других образцов зданий лужковской архитектуры можно отметить новое здание “Военторга” (историческое здание было снесено в 2003 году) на Воздвиженке. В ходе его строительства были уничтожены сводчатые палаты начала XVIII века, а также ампирный флигель 1828 года. Здание “Военторга” сочетало в себе стиль модерн и ар-деко. Новое же получилось просто офисным центром.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
«Вообще все черты, делавшие это здание памятником «венского» модерна начала XX века, тщательно убраны, и во всех деталях, членениях и пропорциях это характерный офисно-торговый центр лужковского стиля», — историк архитектуры и архитектурный критик Григорий Ревзин.
Можно еще вспомнить строительство ТЦ “Охотный ряд” на Манежной площади, которую Юрий Михайлович Лужков задумывал как антоним Красной.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
“Не понимаю архитекторов. Посмотрите на Красную площадь — она же мертвая. Мертвая. Наша площадь живая. Живая! Часовня — замечательно. Хрустальная часовня! Патриарх — «за». Ведь красиво будет. Я вас спрашиваю: красиво будет?”, — Юрий Михайлович Лужков на принятии градостроительного решения о строительстве на Манежной площади хрустальной часовни.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Многие москвичи до сих пор не принимают безобразный памятник Петру I, который воздвиг любимый скульптор Лужкова — Зураб Церетели на Москва-реке.
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
Есть ещё “Триумф Палас”, “Атриум”, “Европейский”, гостиница “Москва”, которую разобрали до кирпичика в 2004 году, а на её месте построили бездушный новодел.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Оценки лужковской архитектуры единодушны — здания такого безобразного эстетического и технического качества должны как можно скорее исчезнуть из московской застройки.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется