Феминизм: история и основные движения

Феминизм – это идеология и социальное движение за равные права и возможности для женщин во всех сферах жизни. Корни феминизма уходят в XVIII век, когда в Европе и США стали раздаваться первые голоса о несправедливом положении женщин в обществе. С тех пор феминистское движение прошло долгий путь борьбы, разделившись на волны с разными целями и требованиями. В наши дни феминизм затрагивает широкий спектр вопросов: от политического равноправия до репрезентации женщин в культуре.

Предыстория и зарождение феминистских идей в XVIII–XIX веках

Идеи равноправия женщин начали зарождаться в эпоху Просвещения под влиянием философов, проповедовавших равенство и права человека. Одной из первых ратовала за права женщин французская писательница Олимпия де Гуж, опубликовавшая в 1791 году «Декларацию прав женщины и гражданки». В ней она требовала равенства мужчин и женщин перед законом, свободы слова, возможности голосовать и занимать государственные должности. За этот манифест де Гуж была гильотинирована. Британская мыслительница Мэри Уолстонкрафт в 1792 году издала трактат «В защиту прав женщины», где обвиняла общество в несправедливом обращении с женским полом и ограничении их возможностей для образования и самореализации. Эти идеи легли в основу зарождающегося феминистского движения.

Первая волна феминизма (конец XIX – начало XX века)

Организованное феминистское движение сформировалось в XIX веке под лозунгом борьбы за избирательное право женщин. Оно получило название «суфражистское движение» от английского suffrage — «избирательное право».

Суфражистки выступали за демократические свободы, требуя уравнять женщин в правах с мужчинами, в том числе предоставить избирательное право, возможность занимать должности на госслужбе, получать высшее образование и т. д. Первыми странами, легализовавшими женское избирательное право, стали Новая Зеландия (1893 г.), Австралия (1902 г.) и Финляндия (1906 г.). В 1920 году 19-я поправка к Конституции США гарантировала это право американкам. Великобритания предоставила женщинам полное избирательное равноправие в 1928 году после многолетней борьбы суфражистского движения.

Таким образом, первая волна феминизма добилась реализации основного требования — избирательных прав для женщин в развитых странах. Это стало важной вехой на пути к равноправию полов.

© Europeana / Unsplash

Вторая волна (1960-е – 1980-е годы)

После завоевания избирательных прав наступило некоторое затишье в феминистском движении. Однако к 1960-м годам стало очевидно, что формального равноправия недостаточно для реальной эмансипации женщин. Вторая волна феминизма поставила задачу бороться за фактическое равенство возможностей в экономической, социальной, личной сферах.

Одним из ключевых событий стала публикация в 1963 году книги Бетти Фридан «Загадка женственности». Она подвергла критике распространенные в то время представления о женщине как о домохозяйке, полностью сосредоточенной на семье и детях. Фридан призывала женщин реализовывать себя вне дома, получать образование и строить карьеру наравне с мужчинами. Ее идеи нашли широкий отклик и стимулировали новый всплеск феминистской активности.

В 1966 году образовалась Национальная организация женщин (NOW) одна из влиятельных феминистских групп США. Ее целью было лоббировать интересы женщин через политическую систему и судебные иски. Феминистки добивались равной оплаты труда, доступа к любым профессиям, легализации абортов, усиления борьбы с дискриминацией и сексуальными домогательствами.

Параллельно в 1960–70-х годах развивалось радикальное крыло феминизма, критиковавшее патриархальные ценности и нормы. Теоретики вроде Кейт Миллетт и Сьюзан Браунмиллер обвиняли существующую культуру и общественные институты в мизогинии ненависти или пренебрежении к женщинам. В рамках «секс-позитивного феминизма» радикалы бросали вызов сексуальной объективации, выступая в защиту свободы сексуального самовыражения женщин.

© Unseen Histories / Unsplash

Третья волна (1990-е – 2000-е годы)

К 1990-м годам феминистское движение стало более разнообразным и плюралистическим. Третья волна феминизма делала упор на индивидуальные различия между женщинами социальный статус, расу, этническую принадлежность, сексуальную ориентацию и другие факторы.

Важную роль сыграли труды теоретиков вроде Кимберли Крenshо, развивавшей идеи интерсекциональности пересечения различных форм угнетения (гендерного, расового, классового и т. д.). Феминистки-меньшинства, такие как bell hooks, Angela Davis, Gloria Anzaldua, исследовали, как формы угнетения взаимодействуют и усиливают друг друга.

В 1990-х феминизм также начал активно проникать в популярную культуру в музыку, кино, литературу. «Герлз-пауэр» и образы независимых, уверенных в себе женщин стали новым трендом. В то же время усилилась критика объективации женщин в СМИ и индустрии развлечений.

В 1997 году активистка Таранах Берк впервые употребила термин Me Too («Я тоже») для привлечения внимания к проблеме сексуальных домогательств. Позже, в 2017 году, этот хештег использовался для разоблачения скандалов с харассментом в Голливуде, вызвав массовую волну обвинений.

© Mihai Surdu/ Unsplash

Четвёртая волна (2010-е годы – наши дни)

В 2010-х годах феминистское движение вступило в новую фазу, которую некоторые исследователи окрестили «четвёртой волной». Её основными характеристиками стали массовое использование социальных сетей для активизма и упор на интерсекциональный подход, учитывающий различные формы угнетения.

Социальные медиа позволили феминисткам быстро мобилизовываться, обмениваться идеями и координировать акции протеста в онлайн- и офлайн-пространстве. Хештеги вроде #MeToo, #TimesUp, #NiUnaMenos (ни одной меньше  против femicide) способствовали распространению информации и формированию повесток.

Интерсекциональные феминистки уделяют большое внимание проблемам этнических, расовых, сексуальных и других меньшинств. Они изучают, как гендерное угнетение пересекается с другими формами дискриминации и маргинализации. Ключевые фигуры  Кимберли Крензшоу, Робин Морган, Одри Лорд.

В России также действуют интерсекциональные феминистские группы, например Ассоциация некоммерческих феминистских организаций, «Феммобиль» и другие. Они поднимают вопросы домашнего насилия, сексуальных домогательств, абортов, социального неравенства, проблем этнических меньшинств.

Современный феминизм также уделяет большое внимание вопросам представленности и репрезентации женщин в политике, бизнесе, искусстве, медиа. Требование обеспечить равный доступ женщин к возможностям самореализации остаётся одной из ключевых повесток.

© Mika Baumeister / Unsplash

Феминизм в России

Идеи феминизма начали проникать в Россию в XIX веке вслед за ростом женского образования. Первыми феминистками считаются писательницы вроде Надежды Хвощинской, Авдотьи Панаевой, требовавшие расширения прав и возможностей для женщин.

При Петре I было смягчено многое из прежнего патриархального уклада: введена обязательная светская грамотность для девочек, открыты первые учебные заведения для женщин, запрещены калым и принудительные браки. Хотя эти реформы и не ставили целью феминистскую эмансипацию, они способствовали постепенному высвобождению женщин из домашней изоляции.

В XX веке большевики провозгласили политику уравнения женщин в правах с мужчинами. Однако на практике гендерное равенство так и не было достигнуто в полной мере. Женщины по-прежнему несли двойную нагрузку – на работе и дома.

После распада СССР в России появились независимые феминистские организации, такие как Московский центр гендерных исследований, Консорциум женских неправительственных объединений и другие. Их активистки занимаются правовыми и социальными проблемами российских женщин, борются с дискриминацией и насилием.

Некоторые течения радикального феминизма в России критикуются как чрезмерно агрессивные и мизандрические (мужененавистнические). Но в целом идеи равных прав и возможностей постепенно находят всё большую поддержку в обществе.

© Dan Farrell / Unsplash

Критика феминизма

Как любое влиятельное социальное движение, феминизм сталкивается с серьёзной критикой со стороны оппонентов. Основные контраргументы сводятся к следующему:

  • Биологический детерминизм. Критики утверждают, что неравенство между мужчинами и женщинами имеет биологические корни, продиктованные природными различиями. Например, женщины более склонны к заботе о потомстве, а мужчины к физическому труду. Поэтому полного равенства достичь невозможно.
  • Ущемление прав мужчин. Некоторые обвиняют феминизм в том, что он под видом установления равноправия на самом деле добивается привилегированного положения женщин за счёт ограничения прав мужчин. Часто критикуется тезис о патриархальном угнетении.
  • Идеологическая нетерпимость. Радикальные феминистки нередко отвергают любые отличные от их взгляды как «мизогинию». Это препятствует открытой дискуссии и поиску компромиссов.
  • Перегибы и экстремизм. Отдельные радикальные группы действительно выступают с агрессивными, человеконенавистническими лозунгами против мужчин, семьи, религии и других традиционных ценностей. Их риторика дискредитирует всё феминистское движение.
  • Конфликт с традиционными религиями. Феминизм часто обвиняют в подрыве традиционных устоев и ценностей, особенно в патриархальных культурах.
  • Разногласия внутри феминизма. Многие критики указывают на идеологический раскол и многочисленные противоречия между различными феминистскими течениями, что якобы демонстрирует непоследовательность движения.

Безусловно, не все эти аргументы обоснованы в равной степени. Но они показывают, что феминизм, как и любая влиятельная идеология, вызывает серьёзные споры и дискуссии в обществе. Критика стимулирует феминисток к дальнейшему осмыслению и развитию своих взглядов.

Обложка: © Diogo Nunes / Unsplash