Дефицит еды москвичам не грозит

Исследование портала «Москва меняется»: пустых продуктовых полок в Москве не будет ни при каких обстоятельствах.

На любые кризисные колебания в мировой повестке в первую очередь всегда реагирует рынок продовольствия. Так было в конце 2019-го – начале 2020-го, когда новый вирус оказал шоковое воздействие на население: начался ажиотажный спрос на основные продукты питания и предметы первой необходимости. В считанные дни полки магазинов с туалетной бумагой, сахаром, гречкой и макаронами опустели.

Конечно, через некоторое время продовольствие вернулось на свои места, но локдауны и нарушение логистических цепочек неминуемо привели к росту стоимости на основные продовольственные товары. И к марту 2022 года цены достигли своего исторического максимума с 1990 года.

Этот факт констатируют эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). По их подсчетам, в марте этого года среднее значение индекса продовольственных цен составило 159,3 пункта, что почти на 12,6% выше показателей февраля.

«Это обусловлено рекордным повышением цен на растительные масла, зерновые и мясо и значительным ростом цен на сахар и молочную продукцию», – поясняют в ФАО.

Скачок цен оказался напрямую связан с геополитической ситуацией, которая повлияла на продовольствие практически во всех странах, кроме России. В нашей стране программа импортозамещения была развернута еще в начале 2000-х годов, когда главной задачей было обеспечить внутреннюю продовольственную безопасность. И в этом Российская Федерация добилась больших успехов.

По словам Владимира Путина, внутренний рынок полностью обеспечен собственным производством по основным группам продовольствия, поэтому ни сверхинфляция, ни пустые полки стране не грозят.

«У нас есть все, чтобы повысить доступность продуктов питания для наших граждан – через нарастающие мощности российских предприятий, через увеличение поставок продовольствия на внутренний рынок, на прилавки российских магазинов. Нужно использовать весь арсенал возможностей и инструментов государственной поддержки АПК», – подчеркнул глава государства.

КАК БУДУТ ВЫГЛЯДЕТЬ МОСКОВСКИЕ ПРИЛАВКИ?

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

«Назвать виды продукции, которая исчезнет с полок, сегодня сложно. Да, мы еще помним 2014 год, когда, к примеру, в магазинах пропали европейские сыры. Но сегодня их место заняли российские марки, причем помимо крупных аграрных предприятий побаловать себя можно продукцией из более чем 250 частных сыроварен. Это определенный показатель. Хотя и трудности есть – некоторые компании закупали закваски за рубежом. Сейчас время перестроить процесс под использование исключительно российских компонентов», – рассказал порталу «Москва меняется» член московского штаба Общероссийского народного фронта, эксперт тематической площадки ОНФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», собственник торговой марки «Млесна» (производитель чая) Сергей Демин.

Экономисты РЭУ им. Плеханова в исследовании «Сделано в России: в чем удалось добиться импортозамещения» отмечают, что за 6 лет – с 2014 по 2020-й год импорт мяса в нашу страну сократился на 65%. Лучше всего удалось заместить зарубежную свинину и мясо птицы. В частности, импорт свинины упал почти в 10 раз, говядины – в 2,5 раза, мяса птицы – в два раза. Эксперты РЭУ указывают на изменение географии и структуры экспорта.

«Доля европейских стран в структуре экспорта упала, зато выросла доля стран Латинской Америки и Китая. Больше всего продовольствия Россия закупила у Беларуси – более чем на 3 млрд долларов, что ставит это соседнее государство на лидирующую позицию по поставкам продуктов с долей 40% против 12% в 2013 году», – подчеркивается в исследовании РЭУ.

Именно поэтому президент так уверен в том, что Россия сегодня отнюдь не «слабое звено» в решении продовольственной программы. Ограничение импорта практически не скажется на потребительской корзине россиян. А вот дефицит некоторых жизненно важных продуктов повседневного спроса, поставляемых из России, ощутят многие европейцы.

МЯСО И МОЛОКО ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА

Фото: © Mark Stebnicki / Pexels

«Программа развития АПК – является образцом реализации госпрограмм поддержки отечественных производителей и импортозамещения. Задачи, которые российское правительство ставило в разработке концепции программы госбезопасности – выполнены и перевыполнены. Например, насыщение рынка мясом могло быть 85%, а сейчас оно 100%. По птицеводческой продукции мы в профиците – не только полностью обеспечиваем собственный рынок, но и экспортируем мясо за рубеж. Россия сегодня входит в топ пять крупнейших производителей свинины в мире, и скоро войдет в топ три производителей мяса индейки», – рассказал порталу «Москва меняется» председатель правления Мясного союза Мушег Мамиконян.

Основной ассортимент молочной продукции, представленный на полках магазинов, тоже наш, отечественный. Среди производителей, конечно, есть иностранные компании. И можно ожидать, что разнообразие ассортимента уменьшится, однако для московского потребителя этот факт останется не замеченным – уж больно широк выбор местных производителей.

«По молочной продукции за шесть лет импорт сократился на 20%», – отмечают эксперты РЭУ им. Плеханова.

Об уходе из России пока объявил лишь финский производитель молочных продуктов Valio, а компании Nestle и Danone сообщили, что уже запущенные производства останавливать не будут. О дальнейших планах производителя PepsiCo пока неизвестно.

«Наши фабрики и офисы в России продолжают свою работу. Наша цель – обеспечивать потребителей качественными продуктами питания и напитками во всех регионах нашего присутствия. Мы продолжаем представлять на рынке широкий ассортимент продуктов питания», – указала Nestle.

Судя по всему, на полках магазинов останутся и популярные молочные продукты «Домик в деревне» и «Веселый молочник» от PepsiCo, а также «Активиа» и «Простоквашино» от компании Danone.

ХЛЕБ БЕЗ ЗРЕЛИЩ

Фото: © Max Pixel

Хлебобулочные изделия будут представлены в широком ассортименте, впрочем, как обычно. Слегка «поредеть» здесь может только премиальный сегмент.

В последние годы наряду с крупными хлебобулочными заводами практически во всех городах и в сельской местности возникла широкая сеть малых и средних предприятий, производящих качественные разнообразные изделия. Эту нишу заняли как городские производители, так и фермерские хозяйства.

Уже в 2019 году, по данным государственной регистрации Федеральной налоговой службы (ФНС), в России работало 17 525 предприятий, выпускающих хлебобулочную продукцию на любой вкус и кошелек. При этом 95,7% субъектов хлебопечения относятся к предприятиям микро- и малого бизнеса (учитывая пекарни сетевого ритейла и пекарни потребительской кооперации), а 3,2% — к среднему бизнесу. При этом надо не забывать, что Россия способна обеспечить себя собственным сырьем для этой отрасли.

Каждая пятая пачка макаронных изделий в России выпущена под брендом Makfa – челябинского аграхолдминга. На российском рынке макарон из твердых сортов пшеницы компания занимает порядка 40%. Ее конкуренты – фабрика «Экстра М», компания «МакСтори», альянс «Макос» и другие отечественные производители. Так что, макароны в магазинах тоже будут на любой вкус.

ОВОЩИ И ФРУКТЫ ОТ ПАРТНЕРОВ

Фото: © Marco Verch / CC BY 2.0

 «Что касается овощей и фруктов, то в структуре импорта преобладают поставки из Китая, Азербайджана, Турции, Белоруссии, Египта и Узбекистана. Исходя из этих данных становится понятно, что без свежих овощей весной и фруктов из южных стран россияне не останутся», – говорит Сергей Демин.

При этом Россия также наращивает импортозамещение. Например, отечественный томат вытеснил иностранный уже на 45%.

Вполне оптимистично обстоят дела и с овощными консервами. Основной производитель консервированных гороха, кукурузы, фасоли, томатов, маслин, овощей, а также овощных смесей, салатов компания Bonduelle временно закрывала свою фабрику, расположенную в Белгороде. Но сейчас работа предприятия возобновлена.

Неизвестно, как долго можно будет наблюдать на полках магазинов овощные консервы под другим известным брендом «Зеленый великан». Компания General Mills пока не дала четкого ответа о своем присутствие на российском рынке.

МНОГО РОССИЙСКОГО ВИНА

Фото: © Max Pixel

Остановку экспорта алкогольной продукции из Европы российские производители вин воспринимают как шанс для увеличения производства. Так, компания «Абрау Дюрсо» видит потенциал в расширении своего присутствия на внутреннем рынке.

«В этом году мы продолжим развивать собственную сырьевую базу –планируем высадить 471 гектар новых виноградников на территории Краснодарского края. Также мы приступили к реализации проекта по организации собственного питомника саженцев», – поделилась с порталом «Москва Меняется» директор по коммуникациям и связям с общественностью Группы компаний «Абрау-Дюрсо» Ольга Фирстова.

Компания, по ее словам, будет расширять свой ассортимент, в частности, в самое ближайшее время она представит покупателям новинку в линейке крепкого. Продолжится развитие и уже существующих категорий – слабоалкогольной и безалкогольной продукции. Так, в планах на 2022 год – выпуск новых позиций: игристого Abrau Light в алюминиевой банке, лимонадов. В разработке – собственные энергетические напитки.

«Абрау Дюрсо» также планирует освоить новую нишу -– производство косметики из натуральных ингредиентов, в том числе, из масла виноградной косточки.

«В начале года компания представила новый бренд Abrau Cosmetics, который был очень хорошо принят индустрией и покупателями. У нас много идей и планов по развитию этого проекта», – говорит Ольга Фирстова.

Такая стратегия может стать примером того, как успехи в одном направлении стимулируют выход на новые рынки и освоение актуальных ниш. Но что еще приятнее – стоимость на существующие и новые линейки продуктов будет всегда по карману любому жителю страны.

«В настоящее время «Абрау-Дюрсо» не видит причин для значительного повышения цен, поскольку является российским производителем, мало зависимым от импорта – большинство затрат компания несет в рублях», – говорит Фирстова.

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ БУДЕТ ПОЛНОЦЕННЫМ

Фото: © StockSnap.io

Один из самых чувствительных секторов продовольственного рынка. Здесь много зарубежных брендов – прежде всего в категории молочных смесей, к которым привыкли мамы с детьми. Геополитическая ситуация не смогла вынудить зарубежных производителей «бросить» детей. Практически все компании заявили, что не прекратят поставки детского питания.

Сегодня большую часть российского рынка – 81%, контролируют три игрока: Danonе/Nutricia, Nestle, Abbott (Semilak). Доля производителей из России и Белоруссии составляет примерно десятую часть. Но у иностранных компаний из этого списка есть производства на территории России. Налажены каналы поставки сырья. И они не собираются распространять санкции на продукты из категории «детское питание» или останавливать свои заводы.

Свою готовность сохранить производство в полном объеме выразили и представители компании HiPP.

«HiPP будет продолжать производство и сбыт в России продуктов детского питания, являющихся жизненно важными для детей, так долго, как только это будет возможно», – процитировали в компании ответ зарубежных хозяев предприятия.

Отечественные предприятия при этом развиваются и стремительно занимают место тех небольших компаний, которые, все-таки, уходят. Сегодня в России насчитывается 40 заводов по производству детского питания. Среди них: «Бабушкино лукошко», «Сады Придонья», «Торговый дом «Доброго здоровья», Дмитровский молочный завод, Ивановский комбинат детского питания, «Старорусский мясной двор», Брянский гормолзавод, «Комплекс-Агро», АО «Инфаприм» и другие.

На этикетках многих продуктов можно прочитать эти названия. Они выпускают всю номенклатуру продукции, включая лечебное питание: от детских молочных смесей до различных овощных и мясных пюре, сушек и батончиков, а также соков.

Широко известную марку «Фрутоняня» выпускают на заводе «Прогресс» в Липецке. Компания производит более 250 наименований продукции для детей раннего возраста. Мощности компании позволяют выпускать больше двух миллиардов упаковок в год. Для контроля качества здесь используют передовые технологии, отвечающие российским и международным стандартам пищевой безопасности.

По данным исследования рынка, проведенного «Ромир Мониторинг Стандарт», за период июля – декабря 2019, «Фрутоняня» пользовалась наибольшим спросом у покупателей в российских городах и поселках с населением свыше 10 тыс. чел. Сегодня завод работает на полную мощность.

Компания PepsiCo – изготовитель детского питания «Агуша» и «Чудо детки» – объявила о том, что продолжит производство детского питания на Лианозовском заводе в Москве. Детские смеси, творожки и соки «Агуша» вот уже 30 лет официально поставляются на бесплатные молочные кухни столицы.

Компания Danone еще в 2012 году открыла в подмосковном городе Истра завод «Истра-Нутриция», на котором изготавливают продукты питания для детей от рождения до трёх лет.

Широко известные продукты бренда «Тёма» производят на фабрике АО «Данон-Россия» в Москве. Это питание для детей с четырех месяцев до трех лет, по возрастным категориям. Питание «Тёма» весьма разнообразно: в линейке продукции есть и пюре, и соки, и кисломолочная продукция.

Продукты российской компании «Инфаприм» (Nutrilak, Nutrigen) также пользуются у покупателей большим спросом. В линейке представлено более 130 наименований. Среди них детские смеси, питание для беременных и кормящих женщин, диетическое лечебное питание для детей с генетическими заболеваниями и другие специализированные продукты.

Нельзя не отметить и еще одного производителя – белорусскую компанию «Беллакт». Ее продукция популярна у российских мам благодаря своему качеству и доступной цене. К слову, смеси этого бренда дают детям во всех белорусских роддомах в качестве докорма.

ИТОГ

Фото: © PxHere / CC0

Россия и Москва в частности в сложившихся условиях, готовы к любым санкциям. Работа производителей отлажена, сырье для производства тоже есть. Впору думать о повышении качества продукции благодаря внутри рыночной конкуренции. Кстати, само руководство города настроено решительно. По словам мэра Сергея Собянина, столица успешно справится с трудностями отсутствия импорта:

«Уже сегодня больше 80% столичного продовольственного рынка обеспечивается отечественной продукцией, а по некоторым видам — свыше 90%. Не надо объяснять как это важно в сегодняшней ситуации для сохранения устойчивости экономики, и для безопасности города и страны», – подчеркнул мэр Москвы.

 

Обложка: © Alexas_Fotos / Pixabay