Формирование современной городской среды превращается в постоянный процесс последовательных преобразований, во главе которого стоят жители. Еще вчера это казалось фантастикой. «Умное» и устойчивое развитие городов происходит, когда данные, технологии и инновации работают на городское управление в целях улучшения качества жизни горожан. Это важная формула, которую, к сожалению, часто забывают.
Еще вчера это казалось фантастикой. Но цифровая революция, современные интернет-сервисы и социальные сети делают это возможным. В бесконечных разговорах про смарт-сити речь чаще всего идет о датчиках, программном обеспечении, сборе как можно бо’льших массивов данных. Здесь возникает резонный вопрос: так для кого эти «умные» города – для датчиков и роботов? Или все-таки мы предполагаем, что там будут жить люди? Но тогда можно ли создавать «умные» города без участия сообществ?
Агентство социальных исследований «Столица» в прошлом году провело специальное исследование медийного пространства. Мы попытались понять, о чем чаще всего говорят эксперты, ученые и управленцы, рассуждая об «умных» городах. И результаты неутешительные: чаще всего речь идет о BIM-технологиях, всевозможных интеллектуальных системах мониторинга и регулирования, Big data, искусственном интеллекте, мобильных приложениях и интернете вещей. О чем не говорят вообще? О людях. Это очень опасный перекос, который неизбежно приведет к новым масштабным кризисам.
Как видят некоторые современные управленцы систему «умного» города? Это чаще всего большое количество датчиков, собирающих информацию на отдельных платформах: ЖКХ, транспортные потоки, системы безопасности и контроля. Следующим этапом, на пороге которого мы уже стоим, становится объединение всех этих данных в одну систему. И вот мы получаем сверхумное управление, невиданное доселе качество принятия решений, основанных на, казалось бы, объективных данных.
Однако в таком подходе к развитию городов присутствует несколько принципиальных ошибок. Во-первых, наши многолетние исследования городской среды показывают, что, когда мы начинаем сопоставлять данные, полученные из интернет-источников, с результатами социологических исследований и данными сотовых операторов, результаты этих измерений не совпадают, причем не совпадают критически.
Возьмем, к примеру, программу реновации жилищного фонда в Москве. Этот масштабнейший проект преобразования городской среды с самого начала подвергся большой критике в средствах массовой информации и социальных
сетях. Если оценивать программу реновации только на основе данных из СМИ и соцсетей, ее давно пора прекратить.
Но социологические опросы, проводимые различными центрами, показывают, что большинство москвичей поддерживают программу реновации. Уровень поддержки в различных районах Москвы колеблется в диапазоне 56–78% опрошенных. Можно утверждать, что программа реновации стала одним из самых успешных проектов Правительства Москвы последних лет.
Исследования в отдельных районах помогают понять многие проблемы жителей, существующие дисбалансы городской среды. Так, например, в большинстве районов Москвы до 60% активного населения работают в других частях города. Это создает значительные неудобства для людей, которым приходится тратить до 1,5 часов, чтобы добраться до работы и вернуться домой. При этом город в будни страдает от пробок в утренние и вечерние часы из-за маятниковой миграции. Данную проблему можно решить за счет строительства производственных объектов и офисных центров в отдельных районах мегаполиса, а данные социологических исследований показывают, какие именно рабочие места необходимо создавать. При помощи опросов мы также можем выяснить, каких объектов не хватает горожанам.
Анализ «больших данных» помогает получить более точную информацию о потребностях жителей района в культурных и развлекательных мероприятиях, предпочтениях при выборе мест отдыха и торговых центров. Big data позволяет рассчитать плотность людей в районе в разное время суток. При этом учесть не только жителей, но и тех, кто приезжает на работу, учебу, за покупками, посетителей кафе и кинотеатров. На основе этих данных можно более точно рассчитать транспортную ситуацию на дорогах и загруженность общественного транспорта.
Сегодня перед исследователями стоит задача понять, как работают те или иные данные и как мы можем их сочетать. Понимать, что взять из данных сотовых операторов, что из социальных сетей, а что из реальных социологических исследований.
Но все полученные данные лишь фиксируют сегодняшнюю ситуацию, они не дают нам понимания, что будет через 5–10 лет. Как изменятся население, его запросы и повседневные практики? Нужно в принципе отказаться от заблуждения, что мы можем сегодня раз и навсегда спланировать идеальный город или район, в котором и через 50 лет будет удобно и комфортно жить.
Современные подходы к городскому развитию диктуют совершенно другую логику. Градостроительство – это постоянные изменения, органичное развитие городских территорий. Такое развитие, которое позволяет постоянно менять жизненную среду под изменяющиеся запросы жителей.