12+
В мае 2023 года на экраны вышла картина, снятая автором знаменитого «Курьера» и «Города Зеро» Карена Шахназарова по очеркам Владимира Гиляровского и повести Артура Конан Дойла. Трейлер привлекал своей атмосферностью и многие с нетерпением ждали полный метр длительностью 2 часа и 9 минут. Но, как выяснилось, совершенно напрасно.
В основу фильма «Хитровка. Знак четырёх» легло реальное историческое событие. В 1902 году молодой Московский Художественный театр, берётся за постановку пьесы Максима Горького «На дне». Режиссёры Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский просят знаменитого писателя и общественного деятеля Владимира Гиляровского, который знал злачные московские трущобы Хитровки как свои пять пальцев, отвести труппу МХТ на экскурсию в ночлежку.
Станиславский (Константин Крюков) и Гиляровский (Михаил Пореченков) выступают в «Хитровке» как Шерлок Холмс и доктор Ватсон, пытаясь узнать, что случилось с индийским раджой, которому метнули дротик в глаз (кстати, это единственная интересная сцена фильма). Они оба — сыщики-любители, не знакомые с дедуктивным методом, и, случайно наткнувшись на уголовное дело, расследуют его опираясь лишь на везение и интуицию.
В результате получился пшик. Откуда-то на Хитровке взялся индиец-сикх, живущий в роскошной квартире, напоминающей лавку древностей. Почему, уехав из Индии, он выбрал новым местом жительства холодную и крайне экзотичную для него Москву — непонятно. Детективная линия с кражей колье, напоминающим дешевую бижутерию с AliExpress, не цепляет, настолько картонно и предсказуемо она сыграна.
Студийные декорации не имеют никакого отношения к Хитровке и не создают атмосферы московских ночлежек того времени, скорее напоминают сундук, набитый разноцветным барахлом. Складывается ощущение, что вытащили весь мосфильмовский хлам, чтобы создать иллюзию грязного рынка, но не получилось даже это. Гиляровский описывал Хитровку так, что завораживало: «Сущий ад на Земле, с невыносимыми миазмами, грязными и страшными людьми с провалившимися носами, гнилой пищей, которой торгуют на улице, тусклым светом в поганых кабаках».
Шахназаровская Хитровка выглядит неожиданно светлой, почти нарядной, полной пусть и оборванцев, но в броских карнавальных одеждах. По-настоящему достоверных ее обитателей можно пересчитать по пальцам. А если чем и ужасает, так топорной работой костюмеров и декораторов.
Городовой Рудников (простенький персонаж Евгения Стычкина) ни на кого страху никогда не наведет, ни одного дела толком не расследует, и невозможно понять, с чего бы ворам, бандитам и каторжникам относиться к нему с почтением.
Актрисе Анфисе Черных (княжна) аристократичность и манеры бывшей княжны явно не свойственны: роковая красота простовата для высокородной наследницы, а вот «маруха» получилась более-менее. К счастью, женские персонажи в фильме представлены по минимуму. Поражает диссонанс топорных диалогов с подразумевающейся трагической действительностью, наполненной болью и ужасом как места, так и времени.
Впрочем, убожеством диалогов дело не ограничивается. Так, например, и финал отличается эпичной несуразностью: княжна-воровка выбрасывает с моста дорогостоящее колье, даже не попытавшись его продать-реализовать-толкнуть и при этом мелочно ворует часы. Это как поверить в то, что переживший блокаду Ленинграда голодный человек выбросит доставшуюся ему буханку хлеба. Сложно придумать более бездарное и неправдоподобное драматургическое решение.
После просмотра — и тем более финальной провальной сцены — кажется, что из могилы непременно восстанет Гиляровский и напьётся от разочарования, личного горя и обиды за свой поруганный литературный труд.
Судя по отзывам, большинство зрителей недоумевает, почему нельзя было придумать свою историю, имея такой подробный и потрясающий источник как «Москва и Москвичи». Зачем переносить на российскую почву заезженные образы архаичных чужеземных следователей, когда нашим автором колоритно описаны персонажи, быт и нравы того времени? Гораздо интереснее было бы проследить за судьбой настоящего преступника с Хитровки, местного бандита, прекрасно знающего жизнь обитателей дна и их грязные методы. Зрители поверили бы в него гораздо больше, чем в никчемных сыщиков, чьи нелепые действия страшно затягивают динамику и без того скучного сценария. А ведь какой сюжет можно было бы закрутить в самом криминальном районе Москвы — идеальном для приключений и интриг!
Кстати, Шахназаров не первый соединил прозу Гиляровского с фантазиями Конан Дойла. Гораздо успешнее это сделал Борис Акунин в своей «Коронации», чем возможно и вызвал драматургическую зависть. Но получилось невероятно плохо. Удивляет, как, имея шикарную постановочную базу, потрясающий исходник и внушительные финансовые возможности, снять настолько ужасный фильм — без любви к истории и к родному городу.
Вышло глупо, банально и откровенно мимо. Резюмируя, хочется сказать кратко: на пенсию, товарищи, надо уходить вовремя.
Автор: Алла Виноградова
Обложка: © Курьер; Мосфильм