БКЛ меняет транспортную схему Москвы

Нынешний год станет знаковым для московского метро – именно в 2022-м ожидается полноценное открытие Большой кольцевой линии. Планируется запустить девять станций БКЛ: семь новых и еще две – после серьезной реконструкции.

Фото: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Проект Большого кольца стал одним из самых масштабных в истории как отечественного, так и мирового метростроения. После запуска всех участков БКЛ получит статус не только самой протяженной линии московского метрополитена, но и самого длинного метрокольца на планете – более 70 км. Сейчас это звание принадлежит Второй кольцевой линии Пекинского метрополитена, однако Большое кольцо превзойдет его на 13 км.

«Реализацией такого масштабного, крайне востребованного проекта москвичи по праву могут гордиться. Знаю, что в его исполнении были задействованы все городские службы, привлечены тысячи разных специалистов», – подчеркивал президент России Владимир Путин.

Новый каркас

Фото: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Московские метростроители осознавали необходимость создания нового пересадочного контура еще в 1970-х. Однако в то время шла активная застройка территорий, присоединенных к Москве в 1960 году – тогда город расширился до границ МКАД. Приоритет получили радиальные линии, которые помогли оперативно улучшить транспортную доступность отдаленных районов. К проекту Большого кольца метростроителей спустя годы вернул мэр Сергей Собянин.

«Это как раз тот ключевой проект, который является вместе с МЦК, по сути, новым опорным каркасом всей транспортной системы Москвы и Московского транспортного узла», – отмечал Сергей Собянин.

Фото: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

По словам заместителя директора Института Генплана Москвы Игоря Бахирева, МЦК и БКЛ изначально проектировались таким образом, чтобы дополнять друг друга. На севере столицы БКЛ будет обслуживать районы, расположенные ближе к центру города, МЦК – более удаленные области в срединной части города. На юге Москвы кольца «меняются» ролями.

В то же время Большая кольцевая линия обеспечит беспрецедентный уровень интеграции различных видов транспорта. С БКЛ будут связаны:

  • все существующие и перспективные радиальные ветки метро;
  • МЦК;
  • МЦД;
  • станции пригородных направлений МЖД.

На базе многих станционных комплексов БКЛ будут созданы современные транспортно-пересадочные узлы.

Фото: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Этот масштабный проект кардинально изменит схему распределения пассажирских потоков в метро. Москвичи смогут делать пересадки с одной радиальной линии на другую через БКЛ. Таким образом, пассажиры будут экономить до 40 минут на каждой поездке, а Кольцевая линия и существующие пересадочные станции разгрузятся на 25-30%.

«БКЛ сделает топологию московского метро более разветвленной, что приведет к эффекту сглаживания трафика. Сейчас маршрут поездок многих жителей столицы напоминает буквы «Л» или «V», т.е. они едут из периферийного района в центр, чтобы оттуда уехать в другой периферийный район. Большое кольцо сделает их маршруты короче, удобнее и быстрее», – подчеркнул директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

К тому же, новые станции станут центрами экономического и социального развития территорий. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, столичное правительство ожидает получить мощный мультипликативный эффект от запуска станций БКЛ.

«Импульс к развитию получают целые районы. Помимо новых рабочих мест для будущего персонала метрополитена, открытие станций повышает инвестиционную привлекательность территорий, привлекает торговлю, бизнес, в результате чего дополнительные рабочие места создаются уже за счет инвесторов», – добавил Андрей Бочкарев.

Фото: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

В конце прошлого года состоялось открытие 10 станций БКЛ. Общая протяженность нового отрезка составила свыше 20 км – это самый масштабный пуск с момента открытия московского метрополитена.

Популярность Большой кольцевой линии доказывает, насколько этот проект важен для города и его жителей. В первую же неделю после запуска нового участка пассажиропоток достиг 135 тыс. человек в сутки. При этом 20% поездок за указанный период совершили новые пассажиры, которые ранее пользовались наземным общественным транспортном или личным автомобилем. К концу года суммарный пассажиропоток новых станций БКЛ достиг 550 тыс. человек в сутки, сравнявшись по этому показателю с Московским центральным кольцом.

Архитектор Илья Заливухин, в свою очередь, отметил, что расширение сети метро и создание крупных транспортных хабов положительно скажется на дорожной обстановке.

«В перспективе можно добиться значительного снижения количества автомобилей на дорогах. Для этого необходимо создавать офисные центры и бизнес-кластеры на базе крупных ТПУ. Если люди живут в пределах 800 метров от метро, а работают в таком центре, им будет быстрее и проще добираться до офиса на метро, а не стоять в пробках, а потом искать место для парковки», – считает Заливухин.

Технологии ускорения

Реализация столь масштабного проекта потребовала колоссальной концентрации опыта, специалистов и ресурсов. Как отметил генеральный директор компании «МИП-Строй 1» Константин Маслаков, при строительстве Большого кольца использовался целый ряд технологических решений, которые позволили значительно сократить сроки проведения работ.

«В первую очередь, почти все станции БКЛ расположены на относительно небольшой глубине – до 30 метров. Такой подход позволяет ускорить строительство станционных комплексов, а также увеличить объемы щитовой проходки тоннелей. Кроме того, разные типы работ – земляные, монолитные, отделочные, монтажные – велись параллельно, если в конкретном случая такая возможность имелась», – отметил Константин Маслаков.

Фото: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

«МИП-Строй 1» является ведущим строительным подразделением холдинга «Мосинжпроект». Специалисты компании участвовали в реализации проектов юго-западного и западного участков Большой кольцевой линии, а сейчас ведут работы на восточном сегменте. Константин Маслаков обратил особое внимание на тот факт, что все тоннели между станциями восточного участка пройдены 10-метровыми щитами-гигантами. Это еще одна технология, оптимизирующая сроки строительства новых объектов метро. «Десятки» позволяют проходить двухпутные тоннели, в которых курсируют поезда встречных направлений.

«Проходка одного 10-метрового тоннеля требует меньше ресурсов и персонала, чем устройство двух 6-метровых. Кроме того, это позволяет отказаться от строительства дополнительных вентиляционных и водоотливных стволов, что сокращает объемы строительства и упрощает интеграцию новой инфраструктуры в плотную застройку мегаполиса», – добавил Константин Маслаков.

Фото: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

В то же время работа с щитами-гигантами имеет ряд особенностей, в частности, более длительный монтаж и демонтаж оборудования.

«Чтобы снизить временные затраты на этот вид работ, мы осуществляем сборку ТПМК на поверхности, а затем опускаем его в котлован при помощи портальной системы домкратов», – отметил Константин Маслаков.

Некоторые архитектурные и технические решения, использованные при строительстве БКЛ, ранее в московском метро не встречались. К примеру, в отделке станции «Воронцовская» впервые применялся искусственный камень – кварцевый агломерат. Его прочность сопоставима с гранитом, при этом материалу можно придать любой цвет – важное свойство при разработке архитектурного облика станции. А на «Текстильщиках» установят автономную систему отопления с тепловым насосом, которая позволит снизить нагрузку на московскую коммунальную инфраструктуру.

«Система будет закачивать воздух из тоннелей и использовать его тепловую энергию для обогрева станционного комплекса, повышая энергоэффективность объекта», – подчеркнул Константин Маслаков.

Фото: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Проект БКЛ завершается, однако программа расширения московского метрополитена на этом не остановится. Уже идет активное строительство станции «Новомосковская» Сокольнической линии, участков Люблинско-Дмитровской линии и Солнцевского радиуса, а также перспективной Троицкой ветки. Кроме того, ожидается начало работ по двум новым линиям метро: Бирюлевской и Рублево-Архангельской. Они улучшат транспортную доступность южных и северо-западных районов Москвы соответственно.

Большое кольцо, в свою очередь, станет мощной базой для развития городского транспортного узла в целом.

Фото: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

«С открытием БКЛ будет создан контур для новых линий метро, которые можно объединить с Большим кольцом. К тому же, уже зарождаются предпосылки единой городской железной дороги. Примером служит Московское центральное кольцо», – отмечает главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн.

Обложка: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы