В этом году Комплексу градостроительной политики и строительства Москвы исполняется 35 лет.

Сотрудники Стройкомплекса города — архитекторы, проектировщики, строители — ежедневно возводят жилье, школы, детсады, стадионы и культурные учреждения, прокладывают метро и дороги, чтобы жизнь в столице становилась по-настоящему комфортной, а Москва превращалась в один из самых благоустроенных городов мира.

В городе запущены беспрецедентные по своим масштабам и темпам реализации программы реновации жилого фонда, развития транспортной инфраструктуры, реконструкции бывших промышленных и коммунальных зон, возводится множество социальных объектов.

Работу, проделанную за 35 лет со дня основания Стройкомплекса, сложно переоценить, ведь именно Стройкомплекс являлся и является одним из основных двигателей экономического развития города: благодаря стройке, не прекращающейся даже в самые сложные для страны моменты, вклад в валовый региональный продукт составляет около 17%, а на каждый бюджетный рубль в строительной отрасли город получает три рубля частных инвестиций. Деятельность Стройкомплекса также способствует импортозамещению: предприятия половины регионов России снабжают объекты строительства столицы материалами, оборудованием и инструментами, а на возведение новых станций одного только Московского метрополитена поставляют свою продукцию около 50 региональных компаний. География региональных поставщиков обширнейшая — представлено не только Подмосковье, но и Санкт-Петербург, Брянск, Муром, Саратовская и Свердловская области (включая, например, Нижний Тагил), Екатеринбург, Томск, Казань, Уфа и другие города. То есть деятельность Стройкомплекса способствует созданию рабочих мест не только в столице (хотя в одной Москве в строительной и смежных отраслях задействовано около 1 млн человек, обеспеченных стабильной работой и достойной зарплатой), но и во многих других регионах России.

80 211,9
тыс. кв. м. жилья
834
детских садов
439
школ
72
больницы
157
поликлиник
102 км
линий метро
53
станции метро
120 млн кв. м. недвижимости разного назначения,
в том числе: 51 млн. кв. м. жилья
907
социальных объектов, из них:
158
школ
37
доу
132
больницы
64
объекта культуры
179
спортивных сооружений
109
станций метро
1,2 тыс. км
дорог и дорожных развязок

Москва переживала разные этапы градостроительного развития за эти 35 лет, одни объекты москвичи встречали лучше, другие — прохладнее, но все это время город оставался живым организмом. И разрастался в буквальном смысле этого слова! Так, например, было построено Куркино — экспериментальный жилой район с низкой плотностью застройки, так разительно отличающийся от своего ближайшего соседа Химок. Здесь встречаются как таунхаусы, малоэтажные дома, так и привычные для новых районов многоэтажки, но почти все они возведены по индивидуальным проектам, а при застройке был максимально сохранен природный ландшафт и зеленые массивы. На территории района находится ландшафтный заказник «Долина реки Сходни в Куркине», считающийся одним из самых экологически чистых мест столицы. А инфраструктура Куркино не уступает устройству любого европейского города.

Появились и новые районы другого типа, как, например, Некрасовка на Юго-Востоке Москвы. Молода не только Некрасовка, но и ее жители — так как здесь проживает много молодых семей, в районе открылась одна из самых больших школ страны на 2100 мест.

И, конечно же, нельзя не упомянуть самое масштабное расширение столицы (в 2,4 раза!) — появление в границах города Новой Москвы. Территория была присоединена 1 июля 2012 года, в результате чего Москва поднялась на 6-е место в рейтинге самых крупных городов мира. Согласно Генплану, к 2035 году прогнозируется рост численности населения Новой Москвы до 1,5 млн человек, а к 2025 году здесь планируется построить 60 млн кв. м жилья на 100 млн кв. м недвижимости. Одной из ключевых идей обустройства районов Новой Москвы является соблюдение баланса транспортной доступности, жилья, инфраструктуры и зеленых зон. Это вписывается в общую концепцию комплексности и полицентричности застройки новых районов. То есть жилые массивы, помимо жилья как такового, включают в себя все необходимое для полноценной и комфортной жизни: школы и детские сады, поликлиники и больницы, торговые и бизнес-центры, рекреационные зоны и спортивные объекты. И все это находится в пешей доступности, так что у жителей отпадает необходимость тратить время на длительные поездки и высвобождаются ресурсы для отдыха. Развитие Новой Москвы предполагает организацию так называемых 12 точек роста — 12 центров с прилегающими территориями, за каждым из которых будет закреплен какой-либо вид активности: Троицк станет образовательным кластером, Внуково — аэрокластером, а также включит в себя торгово-развлекательные комплексы, Коммунарка — медкластером, Щапово, Вороново и Рязаново — историко-рекреационными комплексами, Клёново и Рогово — агрокластерами, Ярцево и Киевский — логистическими кластерами, а в поселках Румянцево и Мосрентген появятся технопарки. Но, конечно же, несмотря на главную задачу — избежать центростремительности и повышенной загруженности транспортных потоков — планируется не только организация транспортных сетей между перечисленными 12 центрами, но и соединение Новой Москвы со «старой» благодаря увеличению числа маршрутов наземного транспорта и продлению линий метро.

Кроме строительства новых районов и домов, Стройкомплекс активно борется с долгостроем и недостроем. Конечно, сложно представить динамично развивающийся город, в котором не случалось бы замороженных строек. Такие площади выключены из городской жизни, а значит, городские власти заинтересованы либо в завершении строительства, либо в сносе объекта и благоустройстве освобожденной территории.

Один из самых известных недостроев Москвы — многофункциональный комплекс «Зенит» на проспекте Вернадского, прозванный москвичами «Синим зубом». Строительство здания началось еще в начале 1990-х и заброшено при готовности около 95%. В таком плачевном виде сооружение простояло до 2019 года, когда и стартовала его реконструкция. Стеклянный фасад здания был полностью заменен, тогда как архитектурный облик остался прежним.

Здание Ховринской больницы, строительство которой началось еще в 1980 году и не было закончено, обросло городскими легендами и страшными историями. Снос производился двумя экскаваторами-разрушителями, оснащенными самыми длинными стрелами в России. Теперь на месте пугающего сооружения возведен многоэтажный жилой дом на 1036 квартир, а все работы велись за счет городского бюджета.

Список долгостроев неумолимо сокращается. Но прежде чем возобновить строительные работы, одна из структур Стройкомплекса — Мосгосстройнадзор — проводит тщательнейшую техническую экспертизу объекта, чтобы обеспечить безопасность как строительства, так и дальнейшей эксплуатации сооружения. Итак, напомним, что же еще успел создать или существенно улучшить Стройкомплекс за минувшие 35 лет.

Транспортная инфраструктура

Стройкомплекс произвел полную модернизацию транспортного каркаса столицы. Существенно разросся Московский метрополитен: были продлены существующие ветки и построены новые, а общая протяженность метро за 35 лет фактически удвоена.

Запуск БКЛ облегчил и ускорил маршруты 15 миллионов жителей Москвы и Подмосковья, позволяя экономить до 35–45 минут, а, например, от «ЦСКА» до «Авиамоторной» теперь можно добраться в два раза быстрее. Планировать маршрут стало намного проще: со второго пересадочного контура (то есть с БКЛ) можно пересесть на 20 станций 11 радиальных линий метрополитена, на три станции МЦК, на восемь станций МЦД-1 и МЦД-2 и на 13 станций железной дороги.

БКЛ позволила разгрузить оба пересадочных контура метро, причем первый контур (Кольцевой линии) разгрузился на четверть, радиальные ветки — до 22%, МЦК — до 20%, МЦД-1 и МЦД-2 — до 10%. Даже загруженность МКАД, ТТК и вылетных магистралей (то есть тех, что ведут за пределы города) снизилась на 5–15%, потому что часть пассажиров вместо личного автотранспорта пользуется метрополитеном. К тому же большим подспорьем для пассажиров стал перенос 88 остановок общественного транспорта ближе к БКЛ и появление новых (255) и корректировка старых (149) маршрутов наземного транспорта.

БКЛ радует москвичей не только скоростью передвижения — каждая из станций Кольца имеет свой неповторимый дизайн, а пространство вокруг станций благоустроено.

«Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения, новое сердце транспортной системы Москвы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и линии метро в единую транспортную систему и позволяет присоединять новые ветки метро, создавая будущее транспортной системы»

Сергей Собянин
мэр Москвы

Длина Кольца — 54 километра (то есть приблизительно половина МКАД). Фактически это еще одна — наземная — линия метро с 31 станцией, интегрированная не только с ветками метрополитена, но и с радиальными линиями железных дорог, включая МЦД. Появление МЦК ускорило маршруты почти на 20 минут, а также связало между собой ряд парковых и промышленных зон, стимулировав тем самым их развитие.

Станции и подвижной состав МЦД разработаны с учетом потребностей малоподвижных пассажиров либо людей с ограниченной активностью: станции оборудованы пандусами, лифтами, подъемными платформами, эскалаторами и турникетами с широкими проходами, на платформах уложена тактильная плитка для слабовидящих, а в вагонах есть сиденья с зелеными чехлами, предназначенные для тех, кому тяжело стоять при неочевидных ограниченных возможностях. А также по инициативе москвичей в курсирующих «Ласточках» организованы «вагоны тишины», в которых не принято громко разговаривать и слушать музыку.

Важнейший транспортный проект Стройкомплекса – Московские центральные диаметры (МЦД). Это линии железнодорожного транспорта на базе Московского железнодорожного узла, образующие сеть связанных маршрутов, которые позволяют москвичам добираться значительно быстрее как в удаленные районы города, так и в Подмосковье (и даже за его пределы!), не совершая вынужденные пересадки в центре. По плану МЦД включает пять маршрутов: МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (уже запущен); МЦД-2 «Курско-Рижский» (уже запущен); МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» (запуск планируется в этом году); МЦД-4 «Калужско-Нижегородский» (запуск планируется в этом году) и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» (маршрут и дата запуска пока не определены).

Перечисленные транспортные проекты — и МЦК, и МЦД, и продление радиальных линий метрополитена — предусматривают создание интермодальных транспортных узлов или транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), то есть дающих возможность пересесть с одного вида транспорта на другой. Тут пассажиры могут пересесть из автобуса на метро или же перейти на железнодорожную станцию. А для автомобилистов организовываются удобные перехватывающие парковки.

Дороги и мосты

Не так давно казалось, что афоризм «дураки и дороги» будет актуален всегда, но и он стремительно устаревает, по крайней мере для жителей Москвы. За минувшие годы Стройкомплексом реконструировано множество магистралей и построены тысячи километров дорог.

Реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) осуществлялась и в 1990-е, и в 2010-е годы. Будучи одной из самых широких (по пять полос в каждую сторону) и быстрых (разрешенная скорость — 100 км/ч) магистралей столицы, МКАД еще не так давно забивалась километровыми пробками. Виной тому неудобные съезды к крупным торговым центрам и клеверные развязки. Стройкомплекс разработал проекты планировок на весь периметр, предусмотрев строительство переходно-скоростных полос и развязок на пересечении МКАД с крупнейшими улицами. На данный момент реконструированы 19 клеверных развязок и сотни «проблемных» съездов, а несанкционированные — закрыты, на некоторых участках расширена проезжая часть и построены переходно-скоростные полосы. Несмотря на то, что огромная работа уже проделана, реконструкция МКАД продолжается.

Еще один проект дорожного строительства — Третье транспортное кольцо (ТТК), «замкнувшееся» в 2003 году. ТТК должно было решить проблему загруженности центральных улиц Москвы и Садового кольца. К сожалению, проект оказался не самым удачным, и ТТК не удалось существенно разгрузить дорожный трафик в центре города.

Гораздо успешнее оказался другой амбициозный проект, продолжающийся и сейчас, — строительство Московского скоростного диаметра (МСД). МСД, состоящий из двух хорд — Северо-Восточной и Южно-Восточной, — соединит крупнейшие вылетные магистрали между трассами М-11 (Москва–Санкт-Петербург) и М-12 (Москва–Казань). И хотя трасса еще не достроена, а ее основной участок введен в эксплуатацию только в 2022 году, она уже облегчила жизнь многим автомобилистам, экономящим от 10 до 50 минут в пути, в зависимости от протяженности маршрута и времени суток.

Были и другие объекты дорожного строительства, которыми по праву может гордиться Стройкомплекс: это и реконструкция Варшавского шоссе, и Северный и Южный дублеры Кутузовского проспекта, и реконструкция Лианозовского проезда, и тоннель винчестерного типа (с полосами разнонаправленного движения размещенными одна под другой) на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина, и уникальный по своей сложности Алабяно-Балтийский тоннель, и многие, многие другие.

Предметом гордости Стройкомплекса могут быть не только дороги, но и мосты.

Например, в декабре 2007 года был открыт первый в Москве вантовый автодорожный мост, один из самых высоких мостов такого типа в Европе — Живописный мост.

Пешеходный Патриарший мост между Пречистенской и Берсеневской набережными стал центром притяжения не только отдыхающих, но и влюбленных — пары стали вешать на перила и ограду моста «замки любви», символизирующие их чувства.

Еще одна достопримечательность столицы, которую успели полюбить и москвичи, и гости города, — Парящий мост в парке «Зарядье». И хотя, строго говоря, данная конструкция является не мостом, а скорее смотровой площадкой, звание моста за ней прочно закрепилось. Парящий мост огорожен стеклянными панелями, а пешеходная зона устлана древесиной ценных пород. Мост расположен на высоте 15 м, откуда открывается один из самых красивых видов на Московский Кремль и Замоскворечье, и способен выдержать вес около 4 тыс. человек.

Мосты служат не только украшением столицы, но и выполняют свою непосредственную функцию — связывают разные районы между собой. Так, например, достоин особого внимания проект строительства семи мостов через Москву-реку, призванный, по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, связать «Мнёвниковскую пойму с парком «Фили», Гребным каналом и другими точками притяжения».

Реновация жилья

Одним из главнейших, самых масштабных и, без преувеличения, жизненно важных проектов, реализуемых Стройкомплексом, является программа реновации жилья в Москве. Проект был начат в 2017 году и продолжается до сих пор.

Важно отметить, что программа реновации нацелена на выполнение одновременно двух задач: расселения и сноса ветхого жилья и обеспечения москвичей современными удобными квартирами в благоустроенных районах. Программа рассчитана на 15 лет, предусматривает расселение более 350 тыс. квартир, а всего в нее включено 5175 домов.

Благодаря работе Стройкомплекса в столице полностью снесены и расселены пятиэтажки «первой очереди» — это ветхие пятиэтажные здания первой серии, проживание в которых было не только неудобным, но и зачастую опасным. Десятки тысяч москвичей уже получили новые квартиры с современным ремонтом.

Программа реновации — это не только строительство жилья, но и создание социальной инфраструктуры: детских садов, школ, поликлиник и торговых центров. Также с программой реновации согласуется и развитие транспортных сетей, а к жилым массивам применяются самые современные стандарты: дворы без машин, парки в пешей доступности, спортивные и детские площадки соответствуют всем нормативным требованиям. Также учтены потребности маломобильных граждан — входные группы оснащены пандусами, внутри многоэтажных зданий имеются грузовые лифты, в квартирах, предназначенных непосредственно для жителей с ограниченными возможностями, предусмотрены широкие проемы, розетки и электрощитки расположены ниже стандартного уровня, а ванные комнаты расширены и оборудованы поручнями. Всего в программу реновации включено около полутысячи таких квартир.

В настоящий момент:
254 построены и введены
в эксплуатацию

мощностью 3,6 млн кв. м, из них переданы под заселение 232 жилых дома;
204 объекта строятся
мощностью 3,4 млн кв. м;
207 объектов в проектировании
мощностью 4,4 млн кв. м;
120,9 тыс. жителей
переселяются из 758 домов
100,6 тыс. жителей
переселено
238 жилых домов
снесено

Спортивные объекты

За последние годы Москва стала центром притяжения как для устроителей соревнований международного уровня, так и для болельщиков со всего мира. Во многом благодаря реконструкции и строительству десятков и сотен спортивных сооружений столица приняла матчи чемпионатов мира по футболу и хоккею, соревнования по легкой атлетике, гребле, фигурному катанию и многим другим видам спорта.

Одним из самых знаковых спортивных комплексов стали «Лужники» — за последнее десятилетие здесь построено восемь масштабнейших объектов международного уровня. Это и Большая спортивная арена, принимавшая после глобальной реконструкции чемпионат мира по футболу в 2018 году (здесь прошла церемония открытия, сыгран один из полуфиналов и финал), и Международный центр самбо и бокса, открытый в прошлом году, и Дворец гимнастики Ирины Винер — самый крупный специализированный центр в мире, вмещающий около 4 тыс. зрителей, и Дворец водных видов спорта, возведенный на месте старого бассейна «Лужники» и включающий аквапарк с водными аттракционами, и, конечно же, москвичи с нетерпением ждут открытия Теннисного центра и ледового дворца «Кристалл».

Еще один стадион, гостеприимно принимавший ЧМ-2018, — «Открытие Банк Арена» — домашний стадион футбольного клуба «Спартак-Москва», который «красно-белые» ждали долгих 80 лет и наконец-то дождались к 2014 году.

Почти каждый значимый московский футбольный клуб имеет по своему стадиону. Так, в 2002 году на месте старого стадиона был возведен новый «Локомотив». Здесь играет домашние матчи не только ФК «Локомотив», но и сборная России по футболу. Стадион исключительно футбольный, без беговых дорожек, после модернизации в 2017 году был переименован в «РЖД Арену».

Есть свой стадион и у ЦСКА — «Арена ЦСКА» строилась на месте старого стадиона целых девять лет — с 2007 по 2016 год. Сейчас переименован в «ВЭБ Арену».

Ну и, разумеется, ФК «Динамо» на месте снесенной в 2012 году домашней площадки получил новенькую «ВТБ Арену». А по соседству совсем недавно введена в эксплуатацию многопрофильная «Академия Динамо».

«В апреле 2023 года Всероссийское физкультурно-спортивное общество отмечает столетний юбилей. К этой памятной дате в историческом месте у Петровского парка начнёт работу современный спортивно-тренировочный комплекс площадью около 30 тыс. кв. метров. На данный момент Мосгосстройнадзор оформил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию»

Андрей Бочкарев
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Впрочем, только этими объектами спортивный фонд столицы не ограничивается. Например, в 2003 году был построен ледовый дворец «Хрустальный» — одна из площадок Московской академии фигурного катания. Именно здесь тренирует своих подопечных Этери Тутберидзе. А по заказу Олимпийского учебно-спортивного центра «Крылатское» на Гребном канале построен спортивный тренировочный центр с бассейном, который принимает не только профессиональных спортсменов, но и посетителей с ограниченными возможностями здоровья. И это не единственный пример такого симбиоза — по всей Москве, во всех округах и районах, строится огромное количество физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК).

Огромен вклад Стройкомплекса и в развитие детско-юношеского спорта — во дворах новых районов, построенных, в том числе по программе реновации, присутствуют спортивные площадки и мини-стадионы, которые дают возможность детям правильно организовывать досуг и в свободное время заниматься спортом.

Социальная инфраструктура

В Москве активно строятся и реконструируются объекты социального назначения: больницы, поликлиники, школы, детские сады и центры городских услуг «Мои документы». Словом, все то, что обеспечивает не только комфортную, но и безопасную жизнь москвича, его возможность получать образование и необходимую помощь в случае непредвиденных ситуаций.

Практически с нуля был построен известный теперь на всю страну многопрофильный клинический центр «Коммунарка», в котором за недолгую историю существования уже успели спасти множество жизней. В «Коммунарке» имеются взрослый и детский инфекционные стационары, центр онкологической помощи, женская консультация, взрослый стационар, а 1 июня этого года мэр Москвы открыл детский корпус больницы.

«Несколько лет назад на этой территории был пустырь. И сложно было себе представить, что здесь вырастет один из самых лучших медицинских комплексов нашей страны. Мы подходим к завершению его строительства. Рядом заканчивается возведение лучевого центра. Сегодня мы открываем одну из лучших детских клиник нашего города, я думаю, что и нашей страны. Здесь есть все возможности — от самого современного диагностического оборудования до операционной. И здесь смогут обслуживаться не только жители Новой Москвы, но и других районов города, которые расположены рядом. Это хороший подарок в День защиты детей. Поздравляю всех детей, мам, родителей и, конечно, врачей, у которых появилась новая современная возможность. Спасибо большое! С праздником и новосельем!»

Сергей Собянин
мэр Москвы

И нельзя не вспомнить, что благодаря самоотверженному и, без преувеличения, героическому труду сотрудников Стройкомплекса Москвы в тяжелейших условиях пандемии и в невероятный срок — за 37 дней! — был построен инфекционный госпиталь «Вороновское».

На базе известных московских больниц создаются флагманские медицинские центры и строятся новые корпуса. Такие центры появятся на месте Боткинской, Филатовской и Буяновской больниц. Причем такой центр уже открыт на основе больницы им. Склифосовского, а на территории Филатовской больницы построен центр скорой помощи. Также при скоропомощных центрах для экстренного реагирования строятся вертолетные площадки. А в Московском клиническом научном центре им. А.С. Логинова одобрено строительство современного лечебно-диагностического корпуса.

Кроме создания крупных медицинских центров, в столице ведется строительство новых и капитальный ремонт существующих поликлиник.

Помимо объектов здравоохранения, активно строятся и образовательные учреждения: огромное количество новых школ и детских садов уже возведено и продолжают появляться новые и новые во всех районах Москвы.

И отдельно стоит отметить проекты Стройкомплекса, направленные на модернизацию и строительство высших учебных заведений.

Так, в начале 2010-х был построен инновационный центр «Сколково», в 2014 году — здание НИУ ВШЭ на Мясницкой, очень удачно вписавшееся в историческую застройку центра Москвы, строится «Бауманская технологическая долина» при МГТУ им. Баумана, введено в эксплуатацию новое общежитие МИФИ на 836 мест, а также построен научный кластер «Ломоносов» — флагман инновационного научно-технологического центра МГУ им. М.В. Ломоносова «Воробьёвы горы».

Объекты культурного назначения

Не обойдены вниманием Стройкомплекса и театры. В 2011 году была завершена масштабная реконструкция исторического здания Большого театра, в 2014 году закончен один из долгостроев — реконструированный кинотеатр «Буревестник», ставший Театром Градского на Коровьем Валу. И другие театральные долгострои были сданы в эксплуатацию: малая сцена Театра им. Вахтангова, театры «Геликон-опера» и «Табакерка», в 2014 году Сергей Собянин открыл новую сцену Театра им. Ермоловой, а в 2018-м был открыт новый корпус театра «Et Cetera» и закончена реконструкция Гнесинки. В 1997 году построено здание «Новой оперы» в саду «Эрмитаж», а в 2009-м — новое здание ГИТИСа. И разумеется, нельзя не вспомнить концертный зал «Зарядье», построенный в 2017 году и получивший множество как отечественных, так и зарубежных наград.

В 2012 году на Новорижском шоссе построено конструктивистское здание кинотелевизионной компании «Главкино», а в 2022 году — киноконцертный комплекс и новый съемочный павильон «Мосфильма».

Были реконструированы историческое здание Музея Криптографии, Гостиный двор, Музей А.С. Пушкина на Пречистенке, Московский зоопарк (получивший новые павильоны), Малый театр, отреставрировано здание Исторического музея, строится новый корпус Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Восстановлен после пожара ЦВЗ «Манеж», модернизирован Московский планетарий.

Не обойдены вниманием Стройкомплекса и театры. В 2011 году была завершена масштабная реконструкция исторического здания Большого театра, в 2014 году закончен один из долгостроев — реконструированный кинотеатр «Буревестник», ставший Театром Градского на Коровьем Валу. И другие театральные долгострои были сданы в эксплуатацию: малая сцена Театра им. Вахтангова, театры «Геликон-опера» и «Табакерка», в 2014 году Сергей Собянин открыл новую сцену Театра им. Ермоловой, а в 2018-м был открыт новый корпус театра «Et Cetera» и закончена реконструкция Гнесинки. В 1997 году построено здание «Новой оперы» в саду «Эрмитаж», а в 2009-м — новое здание ГИТИСа. И разумеется, нельзя не вспомнить концертный зал «Зарядье», построенный в 2017 году и получивший множество как отечественных, так и зарубежных наград.

В 2012 году на Новорижском шоссе построено конструктивистское здание кинотелевизионной компании «Главкино», а в 2022 году — киноконцертный комплекс и новый съемочный павильон «Мосфильма».

Были реконструированы историческое здание Музея Криптографии, Гостиный двор, Музей А.С. Пушкина на Пречистенке, Московский зоопарк (получивший новые павильоны), Малый театр, отреставрировано здание Исторического музея, строится новый корпус Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Восстановлен после пожара ЦВЗ «Манеж», модернизирован Московский планетарий.

Важнейшую роль в жизни города играют реконструированные и переформатированные в креативные пространства бывшие фабрики и заводы: на территории завода «Манометр» возник центр дизайна и архитектуры Artplay, на месте Хрустального завода им. Калинина — дизайн-завод «Флакон». Арт-кластеры «Трехгорная мануфактура», «Хлебозавод», «ЗИЛ», «ГЭС-2», квартал «Большевик» пришли на смену своим промышленным тезкам и зажили новой, зачастую молодежной жизнью.

Религиозные объекты

В столице активно строятся религиозные учреждения почти всех основных конфессий. В 1999 году на месте бассейна «Москва» был построен кафедральный собор РПЦ Храм Христа Спасителя, воссоздающий условный облик одноименного храма, разрушенного здесь же в 1931 году. В отличие от своего предшественника, новый ХХС стал двухуровневым, а в нижнем этаже расположился храм Спаса Преображения. ХХС является одним из самых крупных соборов РПЦ и может вместить около 10 тыс. человек.

В 2015 году в Выползовом переулке на месте снесенной мечети 1904 года постройки была воздвигнута Московская соборная мечеть. Основное здание мечети имеет шесть этажей, а два минарета достигают, по разным данным, 72 или 78 метров, что делает ее самой высокой мечетью России. Московская соборная мечеть — место притяжения мусульман столицы, куда в дни праздников устремляются толпы верующих.

В 2004 году была закончена реконструкция Московской синагоги на Большой Бронной, приуроченная к 120-летию здания. В результате синагогу «одели» в футляр, призванный прикрывать и поддерживать старинное строение, так что изменился его архитектурный силуэт. Также у нового здания синагоги появился балкон, позволяющий проводить соответствующие обряды под открытым небом. В синагоге имеются ресторан, медицинский кабинет и школьные классы для детей и взрослых.

Но, конечно, не все религиозные учреждения кардинально меняют свой внешний вид. Например, реконструкция Марфо-Мариинской обители в 2000-е годы не изменила исторический облик здания.

Отдельно стоит упомянуть программу строительства храмов в Москве, называемую «200 храмов». Главная идея проекта — возведение храмов «в шаговой доступности», так что верующим москвичам не придется совершать длительные поездки, чтобы поучаствовать в службе или просто зайти в церковь. Программа «200 храмов» действует с 2011 года, а строительство ведется за счет индивидуальных и корпоративных пожертвований.

Гостиницы, парки, природные зоны и усадьбы

За минувшие годы значительно вырос туристический поток и, соответственно, увеличился гостиничный фонд Москвы. В дни ЧМ-2018 столица смогла принять множество зарубежных и иногородних гостей, предоставив им все необходимые условия для отдыха.

Силами Стройкомплекса на месте снесенной в 2004 году гостиницы «Москва» была возведена ее увеличенная одноименная реплика, а на месте гостиницы «Интурист» — новое здание отеля The Carlton (бывший «Ритц Карлтон») в стиле модерн, были построены почти все гостиницы сети «Марриотт» (кроме «Марриотт Тверская»), 34-этажное здание «Свиссотель Красные Холмы» и многие другие. Но пятизвездочными отелями гостиничный фонд Москвы не исчерпывается, и строительство гостиниц продолжается бодрыми темпами.

Если вспоминать о том, чтобы было построено на месте снесенных гостиниц, то никак нельзя обойти вниманием шедевральный ландшафтный парк «Зарядье», раскинувшийся на месте разрушенной гостиницы «Россия». В самом сердце исторической Москвы — рядом с Кремлем, в непосредственно близости от палат бояр Романовых и старого Английского двора — создана грандиозная рекреационная зона, сочетающая в себе нестандартные архитектурные решения и новейшие достижения в области ландшафтного дизайна. Создатели объекта планировали объединить в одном пространстве две идеи: инноваций, обновления и бережного отношения к историческому наследию и природе. Общая площадь объектов парка — почти 78 тыс. кв. м, построена подземная парковка на 430 машин. Главная особенность «Зарядья» заключается в том, что почти все строения находятся под ландшафтом, а ботаническая часть парка представляет четыре основные российские природные зоны: луг, смешанный лес, степь и северный ландшафт.

Идея благоустройства и ликвидации неугодий проявилась и в организации Братеевского каскадного парка: на месте песчаного карьера, обслуживающего строительство соседнего Марьино, образовался залив и симпатичная набережная Братеевской поймы. Таким же образом на месте стихийной свалки в Печатниках в 2018 году появился Парк технических видов спорта, а на месте выведенного аэродрома — парк на Ходынском поле.

Помимо парков, стоит отметить и программу оздоровления Москвы-реки. Благоустраиваются и ремонтируются набережные, проведена реконструкция Северного и Южного речных вокзалов.

Парки Москвы радуют горожан не только зелеными насаждениями, но организацией спортивного досуга: так, в парке «Воробьёвы горы» построен фуникулер и организована комфортная туристическая зона, а в парках «Ясенево» и «Нагорный» проложены лыжные трассы.

Но обновление парковых зон Москвы вовсе не тотально. Наоборот, прилагаются огромные силы к восстановлению и сохранению исторических памятников парковой архитектуры, таких как сады Кремля, усадьба «Кузьминки», парковые ансамбли Петровский, Воронцовский, Останкинский, Лефортовский с Красными казармами и Царицынский с Большим дворцом, реконструкция которого в 2005–2007 годах вызвала ожесточенные споры.

Деловая Москва и технопарки

Москва из индустриального города превратилась в постиндустриальный. Как было отмечено выше, многие фабрики и заводы в центральных районах столицы преобразованы в арт-кластеры, тогда как производство, став, к слову, более инновационным, сместилось на окраины, а то и за пределы города. Так появляются особые экономические зоны, где создаются максимально благоприятные условия для компаний-резидентов. Одним из примеров такой инновационно-производственной специализации стал «Технополис «Москва» у метро «Текстильщики». Все помещения Технополиса обеспечены инженерной инфраструктурой, имеется логистический центр и таможенный пост, офисный блок и конгресс-центр.

Также у Технополиса есть и другие площадки развития. Например, Алабушево — только в этому году здесь сдан в эксплуатацию завод по производству плат для электроники, а также планируется строительство отраслевого образовательного центра и объектов общественно-делового назначения.

Если производства смещаются к периферии, то бизнес-центры и офисные здания не торопятся покидать центр города. Наоборот, возникают и развиваются целые деловые кварталы. Самый яркий пример такой агломерации — московский международный центр «Москва-Сити». Застройка делового квартала началась в 1996 году и продолжается по сей день. Этажность зданий «Москва-Сити» варьируется от 17 («Башня на Набережной»: А) до 95 («Башня Федерация»: Восток). Строительство башен делового квартала ведется на средства частных инвесторов.

Внешний вид города

За минувшие несколько десятилетий столица преобразилась практически до неузнаваемости: стало приятно гулять по улицам и любоваться архитектурой. И не последнюю роль в этом сыграло принятие в 2013 году архитектурно-художественной концепции внешнего облика улиц и магистралей Москвы, которая вводила правила размещения вывесок и рекламы и определяла их размеры. Если же владельцы заведения все-таки хотят разместить нестандартную вывеску, то они обязаны представить в Москомархитектуру дизайн-проект и согласовать его. Естественно, к объектам на зданиях, имеющих историческое значение, а также располагающихся на главных улицах города, подход строже. Но зато эти меры привели к визуальному единообразию, сохранили архитектурный облик города, дали возможность видеть объекты культурного наследия в их лучшем образе, без кричащей рекламы и информационного шума.

Помимо этого структурами Стройкомплекса была произведена ликвидация перетяжек, что, безусловно, тоже положительно отразилось на внешнем виде города.

Также Москомархитектура со всей тщательностью подходит к оформлению колористических паспортов при проведении капитального ремонта, следя за соблюдением единой стилистики оформления районов города.

История Стройкомплекса Москвы

Хотя в этом году Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы и отмечает 35 лет, беря за точку отсчета постановление Совета министров СССР от 1988 года о создании Московского строительного комитета, на самом деле и до этого столица строилась, перестраивалась и менялась, порой до неузнаваемости.

После Октябрьской революции, как все мы знаем, началась муниципализация городской недвижимости: частные доходные дома и усадьбы становились государственными и новые городские власти распределяли жилье среди рабочих и солдат, «уплотняя», а то и попросту выселяя прежних жильцов. Вместе с прежним режимом рушилась и система обслуживания жилого фонда, и уже буквально к 1918 году вопрос содержания жилья в надлежащем порядке встал остро, так что было принято решение создать ремонтные конторы, которые предотвращали бы обветшание жилья и ремонтировали его. Только за 1918–1920 годы было отремонтировано 3669 домов, на благоустройство всей Москвы в целом выделили 15 млн рублей, из них Строительный отдел Моссовета получил на ремонт жилья 4 млн. Уже в 1922 году началось жилищное строительство, а в 1923-м ввели в эксплуатацию 20 новых домов, в которых поселились рабочие московских заводов.

В последующие годы увеличивались и строительный бюджет столицы, и количество построенных жилых домов: в 1924-м было построено 387 домов, а в 1925-м — 566. Помимо этого, ремонтировались мостовые, продлевались канализационная и водопроводная сети, даже осуществлялось озеленение. А в 1930-м уже задумались и о планомерности строительства, внеся в план развития Москвы на ближайшие 10–15 лет строительство не только жилья, но и коммунальных предприятий, школ, больниц, клубов, театров и т. д.

Однако новые здания и сооружения теперь не ограничиваются исключительно утилитарной функцией, но и выполняют идеологическую. Зарождается новый архитектурный стиль — конструктивизм — распространившийся не только в Советской России, но и за рубежом. В 1934 году был принят Генплан развития Москвы, согласно которому облик города менялся коренным образом. А к 1937 году были снесены дома и мелкая застройка на Охотном Ряду и Красной площади, реконструированы многие центральные улицы и площади, появились новые огромные здания — гостиницы «Москва», Совнаркома, Библиотеки им. Ленина, Военной академии им. Фрунзе, Театра Красной армии и многие другие. Строились мосты, парки, набережные и, конечно же, первые станции метрополитена. Москва неумолимо превращалась в «сталинскую».

Несмотря на то что в годы войны столица существенно пострадала от бомбежек фугасными и зажигательными бомбами (156 жилых домов было разрушено полностью и 257 — частично), даже в этих нечеловеческих условиях была построена 331 тыс. кв. м жилья, осуществлялось благоустройство и озеленение города. А после окончания войны восстановительные работы уже шли ударными темпами: в 1948 году было построено 270 тыс. кв. м жилья, а в 1949-м — 405 тыс. кв. м. Однако жилья по-прежнему катастрофически не хватало. Началось типовое проектирование и блочное строительство многоэтажных зданий. Но это не помешало продолжению существования стиля сталинского ампира, благодаря которому, например, появились знаменитые семь высоток-сестер.

С концом 1949 года завершилось и выполнение первого Генплана. На смену ему пришла новая парадигма, диктуемая, помимо прочего, и сменой вождя — именно Хрущев определил новую задачу строительства как максимальное обеспечение населения жильем при отказе от архитектурных «украшательств и излишеств». Появился первый в стране домостроительный комбинат, Москва стала заполняться пятиэтажками-хрущевками, а москвичи начали получать долгожданные отдельные квартиры. Город стремительно расширялся, появились новые районы и кольцевая автомобильная дорога, определившая границы Москвы.

В 1971 году очередным Генпланом было обозначено разделение Москвы на восемь планировочных зон, каждая из которых должна была в полной мере обеспечить своих жителей необходимой инфраструктурой. В результате появились новые спальные кварталы, а в общем объеме жилого фонда Москвы отдельные квартиры составили 80%.

В 1988 году было принято решение заменить пятиэтажки, которые за это время сильно обветшали, на новые многоэтажные дома. Так началась новая эпоха…

За прошедшие 35 лет многое изменилось в столице, и москвичи по-разному встречали эти изменения, но каждый из градоправителей и, конечно, главные градостроители оставили след в жизни Москвы, вписав свои имена в ее историю.