Мы попросили эксперта, руководителя региональных проектов Агентства социальных исследований «Столица» Андрея Языкеева, который нескольких лет прожил в Европе и активно пользовался автомобилем, сравнить дороги наши и «не наши»
– Поговорим о дорогах в мегаполисах и столицах Европы – пусть, в той же Германии. Наши московские дороги сегодня хоть немного приближаются к дорогам немецким – по конструкции, по покрытию, по инфраструктуре?
– Скажу сразу: это стереотипное мнение – бесконечное удобство городских дорог в Германии, в том же Берлине. Да, дорожная сеть там развита более, но Москву, которая намного больше Берлина, пересечь на автомобиле заметно проще и быстрее! Об инфраструктуре и говорить нечего: в Берлине, где я еще недавно проживал, порой не найти парковки. Знак «подземная парковка» можно просто не разглядеть за вереницей других сервисных табличек. Уличная парковка там вообще удивляет своей дремучестью: оплата только наличными! Никаких тебе мобильных приложений, никаких «пайпэл». Когда я попытался привычно, по-московски приложить карту к паркомату, меня остановил бдительный полицейский. Он просто не поверил мне, что в Москве вопросы парковки решаются через соответствующее мобильное приложение.
Если говорить про поездку по внутригородским магистралям, то наше реконструированное Варшавское шоссе не идет ни в какое сравнение, к примеру, с дорогой из Берлина на Гамбург. У нас лучше! Особенно, в плане безопасности пешеходов.
– На что же этом вопросе делают ставку немцы?
– По-прежнему, на культуру вождения, на взаимоуважение водителей, и пешеходов.
– Ну, это не для нас: нас спасают лишь жесткие превентивные меры. К примеру, на Кропоткинской площади мы высоким бордюром отметили зону крутого правого поворота троллейбусов – и теперь такси не мешает совершать их маневр. Да под колеса и на площадь теперь не выбежать…
– Да, примерно такие же бордюры в Лондоне. Только ими ограничивают подъезд к остановкам общественного транспорта. Подобное я увидел у нас в Москве, на реконструированной Славянской площади.
– Не мешает ли это все транспортному потоку мегаполиса?
– В Европе сегодня стремятся жестко, раз и навсегда разграничить проезжую часть. Наш подход проще, демократичнее – те же выделенные для общественного транспорта полосы, по выходным становятся общедоступными.
– Поговорим о новых московских дорогах. Ты ездил по Алабяно-Балтийскому тоннелю? Как впечатление?
– Прекрасно! Быстро и безопасно. Это новое слово в строительстве – никакого сравнения с Лефортовским тоннелем на ТТК. Тот морально устарел: мрачен, освещен плохо, зимой наледь, быстро ехать по нему опасно. За 15 лет многое изменилось в нашем восприятии городской дороги и ее инфраструктуры.
– Не складывается ли у тебя впечатления, что в Москве на новых скоростных, в том числе вылетных магистралях, на строящихся хордах пора дублировать, как за городом, некоторые знаки? Ведь скорость 80-90 становится нормой и в городе.
– Да! Особенно указательные – направление съездов, режим перестроения, опасные повороты, ну и ограничение скорости… Навигатор-навигатором, но и глаза у водителя тоже активно работают.
– Поговорим про вылетные магистрали и МКАД – там клеверные развязки уже не справляются с потоком, сильно тормозят, и они аварийны.
– Повсюду на МКАД надо делать новые съезды –направленные. Как сегодня сделано на Каширке, Ленинском проспекте, как много ранее на Шоссе Энтузиастов… В Европе давно это поняли и отказались от «клевера».
– В итоге складывается впечатление, что в области дорожного строительства и эксплуатации дорог все будет хорошо, если мы и дальше пойдем по европейскому пути?
– Нет, лучше если по американскому.
– Звучит неожиданно…
– Пусть! И объясню почему. Дело в том, что в Европе и Америке совершенно разный ритм жизни городов. Особенно больших. В Европе, особенно, в Германии, рабочий день, по традиции, начинается рано, и поэтому город затихает уже часам к 8 вечера. А у нас? Народ в это время только разгуливается: пробки на внутригородских дорогах максимальны, вылетные магистрали забиты. Мы возвращаемся домой в 3 часа ночи. Москва сегодня похожа скорее на Лас-Вегас, Лос-Анджелес, Нью-Йорк. но никак не на Гамбург или Берлин.
Про то, что с дорогами и дорожным трафиком в Европе однозначно хорошо, говорят люди, которые там не жили, а лишь побывали пару-тройку дней с делегацией или же как туристы. Давайте не будем ориентироваться на их случайный опыт. Мы искусственно принижаем собственные результаты: мол, не может у нас что-то быть лучше, чем у буржуев. Точно говорю: может быть, и уже есть.