Троицкая церковь: музей под открытым небом

В самом центре Москвы рядом с памятником первопечатнику Ивану Федорову у Театрального проезда расположился археологический памятник под открытым небом.

До 1934 года на этом месте стояла церковь Св. Живоначальной Троицы «на Старых Полях». Первое упоминание о Троицкой церкви отмечено в Никольской летописи под 1493 годом в связи с пожаром:

«Того же месяца Июля в 28, в неделю, в 7 час дни, загореся церковь от свечи святый Никола на Песку… А из города торг загорелся, и оттоле посад выгорел возле Москву-реку за Зачатиа на Востром конце, и по Васи- льевский луг, и по Все Святые на Кулишке, и оттоле по Иоанн Богослов и по Старую Троицу, и Сретенская улица вся выгоре до всполия…»

Фото: © Сергей Мельников

Из этой записи историки делают вывод, что церковь уже в то время называлась «Старой», то есть была построена задолго до 1493 года. Стоит отметить, что само название церкви варьируется в различных источниках: Старая Троица; Старая Троица «в Полях»; Храм Живоначальной Троицы «у Старых Поль» или «на Старых Полях»; На Старых Полях в Китае-городе у стены; Троицы в Китае, близ Никольских ворот, что на Лубянку.

Историк храма священник Николай Соловьёв полагал, что название «на Полях» не следует понимать буквально, «что на месте сем было поле, но принимать в смысле поединка». Дело в том, что «Поля» — места судебных поединков, характерные для средневековой судебной практики Москвы.

Фото: © Сергей Мельников

Известно, что первая перепись улиц и переулков Китай-города была произведена, согласно царскому указу, 3 мая 1626 года. В ней упоминается и храм Троицы:

«Церковь каменная Живоначальная Тро- ицы у Китай-города у стены, что у Старых Поль, от церкви до дворов четыре сажени без четверти, по другую сторону от дворов, по деревянную паперть, шесть саженей без получетверти, на том же монастыре церковь деревянная»

Вокруг храма располагался приходской некрополь, плотно заставленный белокаменным надгробиями и деревянными крестами. Рядом с владениями церкви располагались также дворы знатных князей Долгоруких и Хованских.

Фото: © Сергей Мельников

В XVII-XVIII веках церковь многократно перестраивалась. В 1812 году во время наполеоновского нашествия деревянные постройки сгорели. Троицкую церковь разграбили, но не сожгли. Уже в декабре того же года был освящён Сергиевский придел. Основной же храм возобновил службу в 1814 — 1815 годах. Древний некрополь был упразднён.

К 1834 году четверик старой церкви был перестроен под руководством архитектора Д.Ф. Борисова. Новый кубообразный объём церкви увенчали полусферическим куполом. К южному и северному фасадам пристроили четырёхколонные портики.

Фото: © Сергей Мельников

Перестроенный храм получил актуальный ампирный облик, кладки XVI века были скрыты под штукатуркой, и ничто больше не указывало на его древность. С западной стороны церкви, где сейчас стоит памятник Ивану Федорову, возвели трапезную и четырёхгранную двухъярусную колокольню.

В 1934 году церковь и прилегающие к ней постройки, в том числе северный участок стены Китай-города, были снесены.

В конце 1990-х на этом месте провели археологические раскопки, при которых выявили кладку белокаменного храма, рядом с которым расположился и древний некрополь. Одновременно с Троицким храмом был вскрыт фундамент участка стены Китай-города, примыкавший к Третьяковскому проезду.

Фото: © Сергей Мельников

Археологам удалось найти многочисленные предметы древнего быта XII – XVIII вв., а также белокаменные надгробия. Результаты исследований Троицкой церкви и примыкающего к ней некрополя свидетельствуют о том, что данный памятник можно отнести к числу выдающихся. Это редчайший случай в истории московской археологии, когда удалось раскопать и исследовать значительную часть средневекового некрополя XIII — XVIII вв.

После завершения археологических исследований было принято решение законсервировать кладку основания древнего храма и превратить это место в музей под открытым небом.

Автор: Сергей Мельников

Обложка: © Сергей Мельников