Моя Москва Работу по упрощению взаимодействия застройщиков с РСО продолжат в 2022 году Моя Москва Сергей Собянин объявил о возобновлении ярмарок и фестивалей в Москве Моя Москва Число многодетных семей в Москве выросло в 2,5 раза за десять лет Моя Москва Участок Троицкой линии от «Новаторской» до «Бачуринской» готов более чем на 40% Моя Москва Строители приступили к возведению пятого этажа башни НКЦ Моя Москва Кадастровая стоимость жилья в Москве вырастет на 21% с 2022 года Моя Москва В мосметро запустили тематический поезд в честь 10-летия электронных госуслуг Моя Москва Москва признана лучшим мегаполисом Европы в сфере городского управления Моя Москва Согласован новый этап строительства жилого квартала на территории промзоны «Октябрьское поле» Моя Москва Минздрав зарегистрировал вакцину от ковида для подростков Моя Москва Цифровую модель Троицкой линии представили профессиональному сообществу на международной конференции BIM World Моя Москва Уличный коворкинг с мини-садом организуют вблизи Шелепихинской набережной Моя Москва Началось строительство отстойно-ремонтного корпуса электродепо «Южное» Моя Москва Проценко призвал к активным действиям по борьбе с коронавирусом в России Куда пойти Самый большой новогодний каток Москвы готовится к открытию на ВДНХ
История Воскресенского монастыря

История Воскресенского монастыря

24 апреля 2018, 12:57

Мужской Воскресенский монастырь был известен в Москве с 1479 года. В 1651 году он был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю, что в Звенигороде и стал его московским подворьем. По предположениям историков, в Воскресенском Высоком монастыре мог жить иконописец Андрей Рублев, однако это — неподтвержденная гипотеза. Монастырь на Тверской пережил вместе с Москвой пожары 1773-го и исторический пожар 1812 года.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1900-х годах монастырь снесли, а на его места началось строительство Саввинского подворья, которым руководил архитектор Иван Кузнецов. Новое здание стало украшением Тверской начала XX века. Кузнецовские башенки подворья пестрили изразцами, множеством окон и блестящей фасадной плиткой. Москвичи восхищались современной архитектурой, а здание постепенно превратилось в доходный дом Саввинского монастыря.

Жильцы и конторы охотно снимали здесь площади. Стоимость квартир в подворье была невысока, а размер комнат позволял с комфортом разместиться большому количеству жильцов. Начало XX века ознаменовалось зарождением периода кинопроизводства.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Местные «киношники» охотно облюбовали подворье для своих контор. Известно, что на Тверской улице в здании Саввинского подворья размещалась прокатная контора Абрама Гехтмана «Глобус», рядом – контора общества «Гомон» и прокатная контора Осипова. В первом подъезде, по-соседству с конторой Гехтмана, расположился Александр Ханжонков – один из пионеров русского кинематографа, режиссер, продюсер и сценарист начала XX века. Позднее именно Ханжонков построит на территории подворья целый кинематографический павильон, но об этом чуть позже.

Современники писали, что среди квартирантов подворья были и знаменитые иностранные конторы. Так, в квартире №37 располагалась прокатная контора «Наполеон», а этажом ниже, в квартире №23 – отделение знаменитой французской конторы «Эклер». Также здесь временно располагались представительства итальянских «Пасквалли», «Челио», американских «Любин» и «Кейстон», и, даже английский «Варвик».

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1907 году на территории подворья были достроены все здания. Параллельно этому событию Александр Ханжонков задумывается о съемках первой отечественной картины «Палочкин и Галочкин», которая все-таки не была закончена и позже признана мастером провальной. Однако, в работе над первыми картинами Ханжонкову удалось наладить процесс подготовки и организации кинопроизводства, что послужило хорошим фундаментом для дальнейших работ. В начале своей работы он выпускал множество образовательных фильмов по зоологии, географии, сельскому хозяйству и медицине.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1908 году предприниматель решается воплотить идею строительства собственного съемочного павильона. Однако, вопрос разрешения строительства подобного сооружения зависел от высшего монастырского начальства Саввинского подворья. По соседству с подворьем находился домик архиерея, который на тот момент не видел ни одного фильма, и считал весь кинематограф «греховным деянием». Предприимчивый Ханжонков уговорил старца посетить его киносеанс, после которого тот произнес: «До чего Господь может умудрить человека». А вопрос со строительством павильона на церковной земле был решен положительно.

Павильон Ханжонкова представлял из себя гигантскую теплицу, которая была покрыта прозрачной крышей, из-за чего летом помещение «делалось невыносимым для работы». Известно, что съемки здесь проводились только осенью и зимой, а в летний период студия выезжала на загородные площадки в Кунцево.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

После революционных событий Саввинское подворье на Тверской и кинопавильон Ханжонкова были национализированы. Само подворье получает статус обыкновенного жилого дома, а от других строений Тверской улицы его отличает лишь празднично украшенный фасад из ярких изразцов и переливающихся плиточек. В 1930-х годах, из-за плана расширения Тверской, подворье находится под угрозой сноса, но в 1939 году его перевозят на 50 метров вглубь красной линии. Это позволяет подворью сохраниться на долгие годы, однако делает его недоступным взорам современников.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Интересно, что подворье перевозили вместе с жильцами. Руководил проектом инженер Гендель, который рассчитал проект таким образом, что рабочие даже не разбудили жильцов. А ведь вес здания составлял аж 24 тонны. Отметим, что в Америке того периода научились перевозить только 11-тонные дома, с полным расселением.

Так, с 1930-х, в подворотне ансамбля жилых домов А.Г. Мордвинова, что на четной стороне Тверской, до сих пор спрятано одно из уникальнейших зданий Москвы. Кстати, именно Мордвинов распорядился о переносе Саввинского подворья не на 35, а 50 метров вглубь улицы, чтобы всецело реализовать задумку своего масштабного архитектурного ансамбля.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Текст © Алексей Горячев / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей